Априори это:
(от лат. apriori — из предшествующего), понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) — условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.
Априори
Априо́ри (буквально «от предшествующего») — знание, полученное до опыта и независимо от него («знание априори», «априорное знание»), то есть знание, как бы заранее известное. Этот философский термин получил важное значение в теории познания и логике благодаря Канту.
Априори
I нареч. качеств.-обстоят. Будучи изначально присущим рассудку, а не приобретенным в процессе опыта; трансцендентально. Ant: апостериори.
II нареч. качеств. -обстоят. Заранее, предварительно.
Априори
(лат. a priori из предшествующего)
1) независимо от опыта, до опыта (про-тивоп. апостериори);
2) в идеалистической философии — знание о фактах, полученное до изучения их на опыте, знание, изначально присущее сознанию;
3) перен. заранее, наперед (судить, утверждать).
Априори
нареч.
1) Независимо от опыта, не опираясь на знание фактов (противоп.: апостериори).
2) Заранее, предварительно.
Априори
нареч. , лат. гадательно, по заключению вперед, по наведению, наведением, умозрительно, передним умом; противоп. апостеори, доказательно, по делу, опытом, заключением назад, задним умом.
Априори
1. независимо от опыта, до опыта (про-тивоп. апостериори);
2. в идеалистической философии — знание о фактах, полученное до изучения их на опыте, знание, изначально присущее сознанию;
3. *заранее, наперед (судить, утверждать).
Априори
апри`ори, неизм.
Априори
не опираясь на изучение фактов, до опыта, независимо от опыта апостериори
Априори
априори нареч.
1) Независимо от опыта, не опираясь на знание фактов (противоп.: апостериори).
2) Заранее, предварительно.
Априори
нареч. (от латин. a – от и prior – предшествующий) (филос.). Независимо от опыта, противоп. апостериори. Судить о чем-н. априори.
Априори
(от лат. a priori, буквально — из предшествующего), знание, предшествующее опыту и независимое от него. Термин 'А.' введён средневековыми схоластами, которые делали акцент на том, что некоторые знания предшествуют опыту; позднее, особенно после Лейбница, в априорном знании на первый план выдвигали его независимость от опыта, его чисто умозрительное, понятийное происхождение. Согласно Декарту и Лейбницу, самое глубокое знание достигается вне опыта, путём непосредственного усмотрения истины — путём интеллектуальной интуиции , составляющей одну из главных 'способностей души'. За этой постановкой проблемы угадывалось осознание того, что процесс познания не есть простое фотографирование действительности, что человек не только отражает, но и творит мир (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с.
194). А это вело к поискам в самом сознании тех факторов, которые могут выступать как предпосылки познавательной деятельности. Поэтому попытки выделить знание А. отражали стремление выделить внутренний источник активности мышления. Наибольшего развития эта линия достигла в системе Канта, в которой априорное знание рассматривалось как условие необходимости и всеобщности опытного знания. При этом, в отличие от предшественников, для Канта априорным является не само знание, а форма, посредством которой оно получается; поэтому оно имеет смысл лишь в пределах опыта. Однако априоризм Канта, не говоря уже о его предшественниках, фактически разорвал два вида познания — априорное и апостериорное (см. Апостериори ) и потому не дал удовлетворительного решения проблемы источника и форм мышления. В последующем развитии философии была воспринята эта постановка проблемы, но подвергнут критике сам априоризм, причём критика осуществлялась в различных, даже противоположных направлениях, в зависимости от того, какой школой она проводилась. Диалектический материализм, принимая тезис об активности познания, развивая идею его социальной природы, отверг априоризм как принцип объяснения природы знания и в основу своей теории познания положил тезис о происхождении всякого знания в конечном счёте из практики . Согласно диалектическому материализму, любое знание является отражением действительности; но при этом действительность даётся субъекту познания не прямо, непосредственно, а через практику, т. е. через деятельность, в которой сознание не просто воспроизводит данные опыта, а активно, творчески их перерабатывает. Благодаря этому то или иное конкретное знание (или форма мышления) может непосредственно возникать не из опыта, а из другого знания и, в этом смысле, носить на себе следы априоризма; его опытное, апостериорное происхождение обнаруживается в таком случае лишь в исторической перспективе.Лит.: Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964; Спиркин А. Г., Курс марксистской философии, 2 изд., М., 1966, гл. 5 . В. А. Костеловский.
Априори
априори, неизм.
Априори
независимо от опыта, до опыта заранее, предварительно, не опираясь на знание фактов, не проверяя, бездоказательно
Априори
В переводе с латинского означает «исходя из того, что предшествовало». Рассуждение, строящееся дедуктивно, как, например, гипотеза, сформированная на основе положений, предварительно сформулированных, или принципов, предварительно принятых.