Словарь русского языка (МАС)
-
БИПЛА́Н, -а, м. Самолет, имеющий две поддерживающие плоскости (крылья), расположенные одна над другой.
[Франц. biplan]
В толковых словарях русского языка слово «биплан» имеет несколько значений. Вот основные:
БИПЛА́Н, -а, м. Самолет, имеющий две поддерживающие плоскости (крылья), расположенные одна над другой.
[Франц. biplan]
биплан м.
Самолет с двумя плоскостями крыльев, расположенными одна над другой.
БИПЛАН, а, м. Самолёт с двумя крыльями, расположенными одно над другим.
| прил. бипланный, ая,-ое.
БИПЛ’АН, биплана, ·муж. (от ·лат. приставки bi — дву- и planum — плоскость) (авиац.). Аэроплан, имеющий две поддерживающие плоскости, ·срн. моноплан.
1. авиац. самолёт, имеющий две несущих плоскости, расположенные одна над другой ◆ Лётчик испытывал первый советский истребитель — коротенький биплан с мотором в четыреста лошадиных сил… Биплан делал круг над лагерем, потом медленно и плавно, как в кино, когда показывают фильм с ускоренной киносъёмкой, переворачивался вверх колёсами и в таком положении описывал ещё один круг. С. Вишенков, «Испытатели», 1947 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Наконец я увидел, как прямо на станцию спикировал спортивный биплан и благополучно плюхнулся возле причала. Сергей Жемайтис, «Большая лагуна», 1977 г. (цитата из НКРЯ)
Биплан — самолёт с двумя несущими поверхностями (крыльями), как правило, расположенными одна над другой.
Данная конструкция позволяет получить большую площадь крыльев и подъёмную силу при меньшем размахе крыла, что очень существенно при недостатке прочности. По сравнению с монопланом для взлета и посадки биплану требуется гораздо меньшая полоса. Недостатком является повышенное аэродинамическое сопротивление. Кроме того, крылья ранних самолётов обычно изготавливались из дерева и обтягивались тканью. Прочность таких крыльев не позволяла делать их слишком большими или же ставить слишком мощный мотор. Постепенно в течение 1930-х гг. на смену деревянным самолётам стали приходить металлические монопланы с гораздо большей прочностью.
Вариант с нижним крылом, значительно меньшим, чем верхнее, называют полуторапланом. Вариант биплана с плоскостями, расположенными не друг над другом, называют биплан-тандемом (такая схема не распространена; однако она может позволить обходиться без горизонтального оперения (вариант схемы «утка»), как это сделал Бёрт Рутан на самолёте «Квики»).
Бипланы, наряду с трипланами, были основными самолётами Первой мировой войны. Ко второй половине 1930-х годов бипланы стали заменяться более совершенными типами самолётов, в основном дерево-металлическими или цельнометаллическими монопланами. Последними странами, где производили бипланы-истребители в том числе и в первые годы Второй мировой войны, стали Италия (Fiat CR.42 Falco), Великобритания (Gloster Gladiator) и СССР (И-153).