Значение слова «кантата»

Определение слова «кантата» в словарях русского языка, а также примеры его употребления

Словарь русского языка (МАС)

  • КАНТА́ТА, -ы, ж.

    1. Жанр торжественной лирики (в русской поэзии 18 — начала 19 вв.) — стихотворение, написанное на определенный торжественный случай.

    2. Крупное музыкальное произведение для пения, хорового и сольного, с инструментальным сопровождением, отличающееся обычно торжественностью.

    3. Торжественная хоровая песнь.

    [Итал. kantata]

Толковый словарь Ефремовой

кантата

I ж.

Крупное вокально-инструментальное произведение торжественного содержания, обычно для солистов, хора и оркестра; торжественная хоровая песнь.

II ж.

Жанр торжественной лирики (распространённый в русской поэзии XVIII — начала XIX в.) — стихотворное произведение к торжественному случаю или на мифологическую тему.

Толковый словарь Ожегова

КАНТАТА, ы, ж.

1. Крупное, близкое оратории, вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра.

2. Состоящее из нескольких частей стихотворение к торжественному случаю или на мифологическую тему (спец.).

| прил. кантатный, ая, ое (к 1 знач.).

Толковый словарь Ушакова

КАНТ’АТА, кантаты, ·жен. (·итал. cantata). Вокальная пьеса для одного или нескольких голосов и чаще для хора, отличающаяся торжественностью (муз.).

| Род старинного торжественного лирического стихотворения (лит.).

Викисловарь

  • канта́та

    1. муз. крупное вокально-инструментальное произведение торжественного содержания, обычно для солистов, хора и оркестра; торжественная хоровая песнь

    2. филол. жанр торжественной лирики (распространённый в русской поэзии XVIII — начала XIX в.) — стихотворное произведение к торжественному случаю или на мифологическую тему

Википедия

  • Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

    В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии, а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением. Кантата получила развитие благодаря Кариссими, который считается её творцом. Кантата исполняется в концертах и церквях. Она бывает светского и духовного содержания. Отличие кантаты от оратории заключается в том, что в оратории больше драматизма, и сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в кантате преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более отвлеченный характер. Духовная кантата особенно развилась в протестантской церкви. Сочинение кантаты служит в консерваториях задачей для выпускных учеников-теоретиков.

    Кантата как правило состоит из нескольких законченных номеров. В основу кантаты входят достаточно объемные поэтические или прозаические литературные тексты, а раньше — преимущественно библейские сюжеты. В соответствии с этим и пошло деление кантат на два типа: духовная (имеющая религиозный сюжет) и светская.

    Встречаются кантаты различного характера — торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные, философские.