Словарь русского языка (МАС)
-
КАРБА́С и КА́РБАС, -а, м. Грузовое гребное или небольшое парусное судно на Белом море и реках, в него впадающих.
[Вепсск. karbaz]
В толковых словарях русского языка слово «карбас» имеет несколько значений. Вот основные:
КАРБА́С и КА́РБАС, -а, м. Грузовое гребное или небольшое парусное судно на Белом море и реках, в него впадающих.
[Вепсск. karbaz]
карбас, карбас м.
Большая лодка с парусом, предназначенная для рыбного промысла и перевозки грузов (на Севере).
КАРБАС, а и КАРБАС, а, м. На Севере: небольшое парусное судно для рыбного промысла, перевозки грузов. Деревянный к.
| прил. карбасный, ая, ое и карбасный, ая, ое.
К’АРБАС, карбаса, ·муж. (мор.). Большая лодка с высокими бортами, употр. в морском и речном транспорте.
1. рег. (архан.) парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Русского Севера и Сибири ◆ Такая лодка или карбас, как его называют по местному, сшит и сколочен, при помощи верёвок или тонких корней ели и деревянных гвоздей, из шести досок: двух донных и четырех боковых, прикрепленных к «матице», т. е. килю со штевенами с одной и к 5-ю шпангаутами с другой стороны. Г. Ф. Гёбель, «Экскурсия в Поной для ознакомления с осенним ловом сёмги и для отыскания залежей медной руды», 1909 г. // «Известия Архангельского общества изучения русского Севера», № 2-3 (цитата из НКРЯ)
ка́рбас
КАРБАС м. арх. вообще, беломорская лодка; обычно на 4-10 весел, с двумя шпринтовными (четверо угольные, с древком долонью, с угла на угол) парусами; ходят по рекам и в море, на промыслы. Холмогорский карбас больше, с казенкою в корме. || Сиб. большая плоскодонная перевозная лодка. Карбасный, к карбасу относящ. Карбасина ж. сиб. жердь, шесть. Карбасник м. арх. хозяин карбаса. || собират. сиб. шесты, жерди.
Ка́рбас, также карба́с и карбус, (вепс. karbaz) — парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Севера и Сибири, начиная не позднее чем с XV и до середины XX века. Для поморского диалекта русского языка характерно произношение с ударением на первый слог и форма множественного числа «карбаса́».
Впервые сшивные карбасы упоминаются в 1591 году в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря. Из Мурманского и Архангельского регионов карбасы распространились далее на восток и в Сибирь. Существовавшие в нескольких районах плавания разновидности карбасов варьировали по размеру и устройству. Тем не менее, все они были беспалубные, с заострёнными оконечностями и прямыми вертикальными штевнями. Вёсел было от 3 до 10 (чаще 4—6); парусов — два, как правило, шпринтовных, четырёхугольных, с древком по диагонали (до́лонью). Предназначались для хождения по рекам и в море, на промыслы. Длина составляла от 14 до 28 футов; были способны перевозить от 40 до 60 пудов грузов. Известны карбаса промысловые (мелкие частные карбасы управлялись двумя людьми и могли иметь один парус), разъездные, почтовые (почта в некоторых беломорских деревнях перевозилась на карбасах вплоть до 1950-х годов), грузовые, таможенные, лоцманские, извозные (перевозили до 45 человек). Также использовались в составе шхерного флота для перевозки грузов и десанта, такие карбасы могли вмещать до 70 человек.
Строительным материалом служил сосновый и еловый лес. Металлические детали (в том числе, гвозди) не применялись. Киль и форштевень вырубался из одного елового ствола с корнем. Шпангоуты ставили редко, через 0,8—1 м, и крепили деревянными нагелями. В форштевне вынимали шпунт, в который заводили доски обшивки (сердцевинной стороной доски наружу, «шерстью по ходу лодки»), далее между собой их сшивали вицами (еловыми или можжевёловыми корнями). По числу набоев (поясьев обшивки) карбасы называли четверниками, пятерниками и так далее. На таких судах поморы, совершая двух-трёхмесячные плавания по Белому и Баренцеву морям, доходили до Новой Земли. При хорошем уходе карбас служил до 30 и более «вод».