Что такое «мертвечина»: значение слова в словарях и простыми словами

Сколько значений имеет слово мертвечина?

В толковых словарях русского языка слово «мертвечина» имеет несколько значений. Вот основные:

Словарь русского языка (МАС)

  • МЕРТВЕЧИ́НА, -ы, ж.

    1. собир. Трупы животных; падаль. — Все беглецы согласно показывают, что в Оренбурге голод и мор, что там едят мертвечину. Пушкин, Капитанская дочка.

    2. перен. Разг. Умственный и нравственный застой, неподвижность, инертность. [Поэт] будет задыхаться в атмосфере гнили, грязи и мертвечины; но веяние живой, чистой мысли все-таки будет для него освежать несколько эту удушливую атмосферу. Добролюбов, Стихотворения А. Н. Плещеева. Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! Маяковский, Юбилейное.

Толковый словарь Ожегова

МЕРТВЕЧИНА, ы, ж.

1. Падаль, трупы животных. Запах мертвечины.

2. перен. О том, что характеризуется умственным застоем, лишено жизненности, движения (разг. неодобр.).

Толковый словарь Ушакова

МЕРТВЕЧ’ИНА, мертвечины, мн. нет, ·жен.

1. собир. Падаль, трупы животных. Тяжелый запах мертвечины.

2. перен. То, в чем нет жизненности, одушевления, подъема (·разг. ·неод. ). «Пока... не завоюешь силою в душу нескольких добрых качеств, мертвечина будет всё, что ни напишет перо твое.» Гоголь. «- Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!» Маяковский.

Викисловарь

  • мертвечи́на

    1. разг. собир. трупы животных; падаль

    2. перен. разг. то, в чём нет жизни, воодушевления, подъёма

Википедия

  • Мертвечи́на (др.-евр. נבלה; др.-греч. θνησιμαῖος; лат. morticinia) — библейский термин, означающий трупное мясо животного, не умерщвлённого для жертвоприношения или в пищу посредством заклания, а павшего естественной или насильственной смертью, но без пролития крови. Частным случаем мертвечины является удавленина.

    Любое мясо с кровью, в число которых входит и мертвечина, нарушает шхиту и является некошерным (трефным) в иудаизме. В Книге Бытия есть прямой запрет на употребление мертвечины: Запрет на употребление мяса с кровью неоднократно повторяется в книгах Ветхого Завета: Лев. 3:17, Лев. 7:26, Лев. 17:10–14, Лев. 19:26, Втор. 12:16–23, Втор. 15:23, 1Цар. 14:33.

    Согласно Закону Моисея, труп чистого павшего животного — нечист; и прикосновение к трупу, употребление мертвечины в пищу, делает иудея нечистым до вечера: Закон Моисея запрещает употреблять в пищу жир мертвечины и звероядины, но разрешал его употребление на всякое дело (Лев. 7:24). Труп нечистого животного — нечист (Лев. 11:8). Прикосновение к трупу нечистого животного делает человека нечистым (Лев. 11:24, Лев. 11:36) и виноватым, даже если он прикоснулся по незнанию (Лев. 5:2). Для очищения необходимо было принести в жертву овцу или козу; если человек был беден, то должен был принести в жертву двух горлиц. Любые предметы, которые упали на труп, становились нечистыми, их необходимо положить в воду до вечера, после чего они становились чистыми. Соприкосновение с трупом глиняного сосуда, в котором находилось что-либо, делает содержимое сосуда и сам сосуд нечистыми, сосуд необходимо разбить. Если часть трупа коснётся печи или очага, то они становятся нечистыми и их надо разломать. Колодец, в который упал труп, оставался чистым. Предназначенные для посева семена мертвечина оскверняла только в том случае, если они уже были замочены в воде (Лев. 11:32–38). Мертвечину как пищу можно было отдавать или продавать иноземцам (Втор. 14:21).

    Запрет на мертвечину в христианстве возник следующим образом. Язычник Корнилий сотник был обращён в Христианство и крещён апостолом Петром. До обращения Корнилия членами Христианской церкви были исключительно иудеи. Члены христианской общины продолжали соблюдать предписания Ветхого Завета — Закон Моисея. После обращения Корнилия, к христианской общине начали присоединяться и другие язычники и возник вопрос о том должны ли язычники, перешедшие в Христианство соблюдать все предписания Закона Моисея: обрезание, жертвоприношение животных в Иерусалимском храме, левират, а также множества обрядовых ритуалов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев. Около 49 года в Иерусалиме был созван Собор, в котором приняли участие апостолы и на котором было принято решение о том, что для крещённых язычников достаточно воздержания от идоложертвенного, крови, удавленины и блуда, а также запрещалось верующим делать другим того, чего себе не хотят. Запрет употреблять в пищу кровь животных является запретом употребления мертвечины. В дальнейшем крещённые иудеи, которые соблюдали закон Моисея, исчезли в Христианстве; они не стали ни в чём отличаться от крещённых язычников. Запрет на мертвечину распространился на всех христиан.

    Во время Великой схизмы и в последующее время православные ставили в вину католикам ядение мертвечины.

    Запрет на мертвечину изложен в 63 каноне святых апостолов:

    Этот запрет со ссылкой на 63 правило повторён в 131 правиле Номоканона при Большом Потребнике: