Что такое «подголосок»: значение слова в словарях и простыми словами

Сколько значений имеет слово подголосок?

В толковых словарях русского языка слово «подголосок» имеет несколько значений. Вот основные:

Словарь русского языка (МАС)

  • ПОДГОЛО́СОК, -ска, м.

    1. Голос, вторящий основному в пении. Лукашка подтягивал резким подголоском. Л. Толстой, Казаки. || Тот, кто вторит основному голосу в пении. Запевала — обыкновенно высокий тенор; к нему пристают два «голоса»: один тенор, другой бас ---. Подголосками называются остальные песенники. Мельников-Печерский, В лесах. Запеваем по очереди, поротно, — в каждой роте запевала и подголосок, мы подхватываем — стекла звенят. А. Н. Толстой, Бывалый человек.

    2. перен. Презр. Тот, кто угодливо повторяет чьи-л. мнения, убеждения. Кулацкие подголоски.Было это время горячих споров с троцкистами и их подголосками о путях развития молодого Советского государства. Кованов, Призвание.

Толковый словарь Ефремовой

подголосок м.

1. Голос более высокого тона, поддерживающий, усиливающий голос, ведущий основную мелодию в пении.

|| Певец, вторящий ведущему основную мелодию.

2. перен. разг. Человек, беспринципно, услужливо повторяющий чужое мнение.

Толковый словарь Ожегова

ПОДГОЛОСОК, ска, м.

1. В музыке, пении: мелодия, голос, вторящие основной мелодии, голосу.

2. перен. Человек, к-рый угодливо повторяет чьин. слова, мнения (презр.). Клеветники и их подголоски.

| прил. подголосочный, ая, ое (к 1 знач.; спец.). Подголосочное пение.

Толковый словарь Ушакова

ПОДГОЛ’ОСОК, подголоска, ·муж. В пении — вторящий ведущему основную мелодию.

| перен. Тот, кто покорно или услужливо повторяет чужие мнения, утверждения (·пренебр. ).

Викисловарь

  • подголо́сок

    1. неодуш. муз. голос более высокого тона, поддерживающий, усиливающий голос, ведущий основную мелодию в пении

    2. муз. певец, вторящий ведущему основную мелодию

Википедия

  • Подголосок или заголосок — термин, обозначающий сопровождающий главную мелодию голос в русском хоровом пении. Применяется в основном в народном пении, поэтому является предметом изучения музыкальной фольклористики. На юге России, а также в Белоруссии и на Украине иногда называют «подводкой», на Украине также иногда «горяк», на Дону — «дишкант», в Белгородской области — «тянуть на пистон». Данный термин дал название «подголосочной полифонии».

    Термин происходит от слова «голосить» и изначально обозначал подпевание основному исполнителю в более высоком регистре основную мелодию или импровизацию на её основе. В настоящее время термин обозначает подпевание как выше, так и ниже основной мелодии, поэтому разделяют верхний и нижний подголоски. Верхний обычно исполняется одним голосом, а нижний — несколькими.

    Функцией подголоска является либо поддержание снизу основной мелодии голоса, либо украшение её сверху, либо создание контраста. Но иногда стилистика песни уравновешивает выразительность и самостоятельность подголоска и основной мелодии, поэтому их трудно различить.

    На подголоски обратили внимание в своих сборниках народных песен Ю. Н. Мельгунов («Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные» — М., 1879), и Н. Пальчиков («Крестьянские песни, записанные в селе Николаевке» — СПб., 1888).