Что такое «телеология»: значение слова в словарях и простыми словами

Сколько значений имеет слово телеология?

В толковых словарях русского языка слово «телеология» имеет несколько значений. Вот основные:

Словарь русского языка (МАС)

  • ТЕЛЕОЛО́ГИЯ, -и, ж. Идеалистическое учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые или устанавливаются богом, или является внутренними причинами природы.

    [От греч. τέλειος — достигший конца, цели и λόγος — учение]

Толковый словарь Ефремовой

телеология ж.

Философская концепция, согласно которой всё в мире устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределённого Богом или природой.

Толковый словарь Ожегова

ТЕЛЕОЛОГИЯ, и, ж. Учение, считающее, что всё в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределённой Богом или природой целью.

| прил. телеологический, ая, ое.

Толковый словарь Ушакова

ТЕЛЕОЛ’ОГИЯ, телеологии, мн. нет, ·жен. (от ·греч. telos — конец, цель и logos — учение).

1. Идеалистическое учение, по которому вся история мира есть результат целесообразно действующих сил, направляющих жизнь к предустановленной конечной цели (филос.).

2. Устремление, направление к какой-нибудь цели как внутренняя черта, характеристика чего-нибудь (научн.).

Викисловарь

  • телеоло́гия

    1. филос. идеалистическое философское учение, согласно которому весь мир и бытие целесообразны, т.е. являются осуществлением заранее предопределённой цели, источником которой является разумная творческая воля или исходящее из энтелехии

Википедия

  • Телеоло́гия (от греч. τέλειος, «заключительный, совершенный» + λόγος — учение) — онтологическое учение об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин. Ставит перед собой задачу ответить на вопрос «зачем, с какой целью?». В современной методологии рассматривается как принцип объяснения, дополняющий традиционную причинность причинами-целями. Корни телеологического подхода к действительности следует искать в тех теряющихся в глубокой древности антропоморфных представлениях, когда люди стали приписывать явлениям и процессам природы целесообразный характер своих действий и поведения. Возникшие позднее попытки объяснения целесообразности в природе и обществе с помощью принципов механистического детерминизма и причинности потерпели тогда неудачу. Уже в античной философии предпринимаются усилия по объяснению процессов развития в живой природе и истории с помощью особых целевых причин.

    Телеология выражается в идеалистической антропоморфизации природных предметов и процессов, связывая их с действием целеполагающих начал для осуществления предустановленных целей. Этот тезис предполагает наличие сверхразумного творца, лежит в основе телеологического доказательства бытия Бога. Согласно трансцендентно-антропоцентрической телеологии, целеполагающее начало, или Бог, находится вне мира и вносит цели в сотворённую для человека природу (Вольф); согласно имманентной телеологии, каждый предмет природы имеет внутреннюю актуальную цель, целевую причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим (Аристотель). Телеология в своих разных видах имеет место в стоицизме, неоплатонизме, концепции предустановленной гармонии Лейбница, учении о «мировой душе» Шеллинга, объективном идеализме Гегеля, неокантианстве, неотомизме, персонализме и т. д.

    И. Кант, сознавая ограниченность традиционного причинного объяснения явлений живой природы, начинает рассматривать целесообразность как дополнение к внешней причинности. Хотя такой подход можно рассматривать как возврат к точке зрения Аристотеля, для Канта «целесообразность природы есть особое априорное понятие, которое имеет своё происхождение исключительно в рефлектирующей способности суждения». Поэтому он отрицает объективное существование целей природы и рассматривает целесообразность как особый эвристический принцип познания [.

    Современный фидеизм, а также холизм, неовитализм, неофинализм и т. п. используют для модернизации телеологии идеалистически истолкованные данные генетики, кибернетики, психологии. Начиная с нового времени естествознание (физика, механика, астрономия) разрушило гео- и антропоцентрическую религиозную картину мира, объяснило процессы движения в природе естественными причинами. Понимание естественного характера целесообразности в органическом мире дал дарвинизм и углубили генетика, молекулярная биология и кибернетика.