Академизм

Определение слова в словарях, а также примеры его употребления

Словарь русского языка (МАС)

  • АКАДЕМИ́ЗМ, -а, м.

    1. Чисто теоретическое направление в научных и учебных занятиях, оторванность их от практики, от требований жизни.

    2. Направление в изобразительном искусстве, догматически следовавшее канонам, сложившимся в античном искусстве и в искусстве эпохи Возрождения. От холодного академизма с его ходульным, изжившим себя ложноклассицизмом ---, от Ахиллов, Аяксов и Рогнед — художники обратились к суровой и трезвой реальной действительности. В. Яковлев, О великих русских художниках.

Толковый словарь Ефремовой

академизм

I м.

1. Направление, сложившееся в художественных академиях Российского государства в XVI — XIX вв., основанное на подражании внешним формам эпохи античности и Ренессанса в сочетании с идеализацией образов, театральностью композиции, условностью рисунка и колорита.

2. Следование в искусстве, науке и т.п. строгим классическим образцам, установившимся традициям, сложившимся правилам.

II м.

Сугубо теоретическая направленность научных и учебных занятий, их оторванность от практики, требований жизни.

Толковый словарь Ожегова

АКАДЕМИЗМ, а, м. (книжн.).

1. Академическое (во 2 и 4 знач.) отношение к чему-н.

2. Направление в искусстве, догматически следующее сложившимся канонам искусства античности и эпохи Возрождения.

Толковый словарь Ушакова

АКАДЕМ’ИЗМ, академизма, мн. нет, ·муж.

1. ·отвлеч. сущ. к академический во 2 ·знач.

2. Пренебрежение к общественной работе под предлогом первостепенной важности академических занятий (в высших учебных заведениях).

Викисловарь

  • академи́зм

    1. художественное направление, сложившееся в художественных академиях Российского государства в XVI-XIX веках, основанное на подражании внешним формам античности и Ренессанса

    2. следование в искусстве, науке и т.п. строгим классическим образцам, сложившимся правилам, установившимся традициям

    3. сугубо теоретическая направленность научных и учебных занятий

Википедия

  • Академи́зм (фр. academisme) — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

    Академизм помогал компоновке объектов в художественном образовании, воплощал в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты. «Салонные» художники, насаждали в искусстве пышность, эротику, эклектику, поверхностную развлекательность и внешнюю виртуозность.

    Словом «академизм» часто определяют два различных художественных явления — академический классицизм конца XVIII — начала XIX века и академизм середины — второй половины XIX века.

    К представителям академизма относят Жана Энгра, Александра Кабанеля, Уильяма Бугро, Шарля Барга во Франции, Луиджи Муссини в Италии, Фёдора Бруни, Александра Иванова, Карла Брюллова в России.

    Для русского академизма первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством.

    Карл Брюллов, соблюдая академические каноны в композиции и технике живописи, расширил сюжетные вариации своего творчества за пределы канонического академизма. В ходе своего развития во второй половине XIX века российская академическая живопись включила в себя элементы романтической и реалистической традиций. Академизм как метод присутствует в творчестве большинства членов товарищества «передвижников». В дальнейшем для российской академической живописи стали характерны историзм, традиционализм и элементы реализма. Широко распространяется влияние академической живописи в русской иконописи XIX—XX веков. Значительным явлением этого направления стало творчество валаамского иконописца Алексея Константинова (иеромонаха Алипия) — создателя «Валаамской иконы Божией Матери».

    Понятие академизма в настоящее время получило дополнительное значение и стало использоваться для описания работ художников, имеющих систематическое образование в области визуальных искусств и классические навыки создания произведений высокого технического уровня. Термин «академизм» сейчас часто относится к описанию построения композиции и техники исполнения, а не к сюжету художественного произведения.

    В последние годы в западной Европе, США и России возрос интерес к академической живописи XIX века и к её развитию в XX веке. Современные интерпретации академизма присутствуют в творчестве таких российских художников, как Илья Глазунов, Александр Шилов, Николай Анохин, Сергей Смирнов, Илья Каверзнев и Николай Третьяков.

Примеры употребления

Предложения со словом академизм

  • Только, по-моему, ваша формулировка страдает излишним академизмом, что ли…

Связанные слова

Синонимы, а также близкие по смыслу слова и выражения

Все синонимы к слову «академизм»