Что такое «демонизм»: значение слова в словарях и простыми словами
Сколько значений имеет слово демонизм?
В толковых словарях русского языка слово «демонизм» имеет несколько значений. Вот основные:
Словарь русского языка (МАС)
-
ДЕМОНИ́ЗМ, -а, м. Свойство по знач. прил. демонический. [Мичман] вычитывал из книг разные словечки, в надежде произвести эффект и показаться оригинальным, напускал на себя демонизм. Станюкович, Пассажирка.
Толковый словарь Ефремовой
демонизм
I м.
Отвлеч. сущ. по прил. демонический I 2.
II м.
Вера в злых духов, демонов.
III м.
Характер человека, наслаждающегося страданиями других людей.
Толковый словарь Ушакова
ДЕМОН’ИЗМ, демонизма, мн. нет, ·муж. (·книж. ). ·отвлеч. сущ. к демонический.
Викисловарь
-
демони́зм
1. свойство по значению прилагательного демонический
Википедия
-
Демонизм — явление литературной сюжетики, построенное на функциональном перемещении традиционных (в частности, установленных богословской традицией) отрицательных и положительных характеров и введении отрицательного характера в качестве героя.
Для демонизма типично не столько абсолютное принятие зла, сколько раскрытие положительных черт во внешне отрицательном образе. Черты, из которых слагается облик демонического героя, — это неприятие мира и мирового порядка («Мировая скорбь»), пессимистическая переоценка этических и религиозных норм, одинокий бунт против существующих социальных отношений во имя неограниченной свободы личности. Это приводит к «тяготеющим на его душе» тайным преступлениям, несмотря на присущую демоническому герою любовь к «страждущему человечеству».
Необходимость сюжетного и композиционного выявления этих черт, в частности, противоречия между внешне отрицательным и внутренне положительным образом демонического героя, приводит к сюжетике романа ужасов, композиционной технике тайны, построенным на резких контрастах в характеристиках.
В основе демонизма лежит ярко выраженное сексуальное желание, анархический бунт, характерный для психоидеологии общественных групп и классов, оказавшихся «под колесом истории». Действительно, демонизм как форма сюжетики особенно типичен для стилевого комплекса дворянского романтизма, — таковы демонические герои Байрона («Каин», «Манфред», «Преображенный урод», «Лара», «Корсар» и т. д.), А. де Виньи («Элоа»), Лермонтова («Демон») и др.
Перетолкование наблюдаемых социальных несправедливостей в «неискоренимую» несправедливость мирового порядка или полное устранение социального момента и перенесение бунта демонического героя исключительно в область религиозных и этических норм отличает этот характер от близкого к нему многими мотивами образа «благородного разбойника», выдвинутого в качестве выразителя революционных настроений буржуазной литературой XVIII века («Разбойники» Шиллера и так далее). С другой стороны, наличие в демоническом герое момента бунта позволяет буржуазному романтизму, после канонизации этого образа в романтической поэтике, вводить в него и элементы революционных настроений. Таковы, например, демонические герои В. Гюго («Рюи-Блаз», «Человек, который смеется» и другие), в мещанском романе снижающиеся до фигуры загадочного благодетеля несчастных и карателя тайных преступлений («Граф Монте-Кристо» Дюма, «Парижские тайны» Сю).