Значение слова «каббала»

Что такое каббала в словарях русского языка? Определение и примеры употребления.

Каббала это:

каббала́ (, «получение, принятие, предание» от слова «получать, соглашаться») — религиозно-мистическое, оккультное и эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке и получившее распространение в XVI веке.

Источник определения: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

кабб`ала, каббал`а ж.Древнее религиозно-мистическое течение в иудаизме, соединившее пантеистические построения неоплатонизма и идеи гностицизма с иудейской традицией аллегорического толкования Библии, сути всего с сочетанием цифр и букв еврейского алфавита ( достигшее наивысшего развития в XIII в. в Андалусии ) .

Новый словарь иностранных слов

см. кабала .

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

ж. То же, что: кабала (2*).

Словарь иностранных выражений

см. кабала.

Словарь русского языка Лопатина

каббал`а, -`ы (мистическое учение)

Толковый словарь Ефремовой

каббала ж. То же, что: кабала (2*).

Большая советская энциклопедия, БСЭ

(древнеевр., буквально — предание), мистическое течение в иудаизме . К. соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. Уже трактат 'Книга творения', созданный между 3 и 8 вв. и представляющий собой первый опыт абстрактного умозрения на древнееврейском языке, учит о 32 элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом пифагореизме), но и 22 буквы еврейского алфавита. К. в собственном смысле слова возникает в начале 13 в. среди евреев Испании и Прованса и развивается в сложных отношениях взаимосвязи и противоборства с арабско-еврейским философским движением в Андалусии. Основополагающий памятник К. — 'Книга сияния', или 'Зогар', написанная на арамейском языке в Кастилии в конце 13 в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому (Моше де Леон), который, однако, предпочёл выдать её за наследие талмудического мудреца 2 в. Симона бен Йохаи; она имеет характерную форму аллегорического толкования на библейские тексты. К. понимает бога как абсолютно бескачественную и неопределимую беспредельность ('Эн-Соф'), как отрицание всего предметного. Однако это ничто есть одновременно всё в предметах, в которые оно изливает свою сущность, ограничивая для этого само себя (т. о., К. ставит на место учения о сотворении мира учение об эманации ) . Неопределимый Бог приходит к определённости в 10 'Сефирот', или стадиях своего смыслового саморазвёртывания, аналогичных 'эонам' гностицизма ('Венец', 'Мудрость', 'Разумение', 'Милость', 'Сила', 'Сострадание', 'Вечность', 'Величие', 'Основа', 'Царство'); соотношение этих гипостазированных атрибутов бога изображалось в виде 'древа Сефирот'. В своей совокупности 'Сефирот' образует космическое тело совершенного существа первочеловека Адама Кадмона, сосредоточившего в себе потенции мирового бытия (сравни гностический миф о божественном человеке, существовавшем до начала времён). Строго говоря, для К. нет ничего, кроме и вне бога, а потому зло может быть представлено в этой строго монистической системе лишь как модус самой божественной субстанции. Особый аспект К. составляет т. н. практическая К., основанная на вере в то, что при помощи специальных ритуалов, молитв и внутренних волевых актов человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс истории (например, приближать пришествие Мессии), ибо каждому 'возбуждению снизу' (от человека) не может не ответить 'возбуждение сверху' (от Бога). Важнейший авторитет практической К. — Исаак (Ицхак бен-шломо Ашкинази) Лурия, по прозвищу Ари (1534-
72); разработанная им система каббалистической теургии оказала влияние на такие мистические течения в иудаизме 17-19 вв., как саббатианство и хасидизм .С 15 в. интерес к К. распространяется в кругах христианских учёных Европы, стремившихся синтезировать её с догмами христианства в рамках универсальной, всечеловеческой религии (Дж. Пико делла Мирандола , И. Рейхлин , К. Агриппа, А. Т. Парацельс и др.). Очень близко к К. подошёл Я. Бёме в своём учении о происхождении мирового конфликта из самой природы Бога. Поверхностное усвоение символов К. можно видеть в обиходе масонов. Влияние мистицизма К. прямо или опосредованно испытывали Г. Гегель, В. Соловьев, Н. Бердяев, К. Г. Юнг, М. Бубер. Марксизм рассматривает К., как и др. течения западно-европейской мистики этой эпохи, как фантастическое отражение в общественном сознании кризисных явлений, которыми сопровождался переход от средневековья к новому времени.Лит.: Langer G., Liebesmystik der Kabbala, Munch., 1956; Scholem G., Major trends in Jewish mysticism, 4 print, N. Y. 1969, p. 119-

286. С. С. Аверинцев.

Полный орфографический словарь русского языка

каббала, —ы (мистическое учение)

Викисловарь

средневековое религиозно-мистическое учение, получившее особое распространение в иудаизме (представляло собой смесь мистических элементов иудаизма, ислама, халдейской теологии, греческой и арабской философии, признавало также колдовство)

Где и как употребляется слово «каббала»?

Кроме значения слова «каббала» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «каббала».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «каббала» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «каббала»

Там он мог познакомиться с эзотерической философией греков и иудейской каббалой, таинством алгебры и скрытым значением цифр.

Человеку стороннему, чуждому обрядам лурианской каббалы, этот миф покажется нелепым.

К 1650 г. лурианская каббала стала массовым учением, единственной из теологических систем, завоевавшей признание у евреев того времени.

Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «каббала»

Синонимы к слову «каббала»:

Гиперонимы к слову «каббала»:

Разбор слова «каббала»