Теория бухгалтерского учета, социально-корпоративная: значение термина в бухгалтерском словаре
ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, СОЦИАЛЬНО–КОРПОРАТИВНАЯ – одна из теорий бухгалтерского учета, входящая в группу материалистических теорий бухгалтерского учета. С.–к.т.б.у. как бы сочетает микроуровень с некоторыми социальными задачами, которые ставит общество перед администрацией фирм. Имеется в виду, что микроэкономическая позиция в учете не обязательно предполагает всесторонний охват влияния деятельности фирмы на общество. Стоимость загрязнения окружающей среды, безработицы, неудовлетворительных условий труда и других социальных последствий не отражается в отчетности фирмы, разве что через механизм налогообложения эти затраты общества непосредственно ложатся на фирму. Социально–корпоративная теория акцентирует внимание именно на этой области. Одним из ярких примеров попытки объединения микроэкономических и социальных целей в теории корпоративной отчетности является так называемый корпоративный отчет –дискуссионный документ, опубликованный в 1975 г. Институтом присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса. В частности, в этом документе предлагается к публикации дополнительный отчет, отражающий распределение доходов за минусом стоимости материалов между группами наемных работников, кредиторов и акционеров предприятия. Эти группы часто объединяют в одну, именуемую участниками компании. Сторонники позиции участников утверждают, что ортодоксальный учет, ориентированный на акционеров, представляет собой частный случай социального учета, делающего акцент на более широкой группе лиц–участников. Теоретики социально–корпоративного подхода рассматривают финансовую информацию как общественный продукт, могут разрабатывать и другие технологии, позволяющие оперировать различными общественными продуктами, составляющими объект социального учета.