Значение слова «авангардизм»

Что такое авангардизм в словарях русского языка? Определение и примеры употребления.

Авангардизм это:

I м.Общее название направлений в литературе и искусстве XX в., представители которого, порывая с устоявшимися принципами и традициями, в том числе с реализмом, устремлялись к поиску новых средств выражения, новых форм произведений; авангард II

1.. II м. разг.Стремление какой-либо общественной группы к главенствующей роли в чем-либо.

Источник определения: Большой современный толковый словарь русского языка

Новый словарь иностранных слов

( фр. avant-gardisme) название ряда художественных течений 20 в., стремящихся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; резко критикуя традиционные направления, формы и стили, а. часто приходит к принижению значения культурно-исторического наследия человечества, к нигилистическому отношению к вечным ценностям.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

м. Общее название направлений в литературе и искусстве XX в., представители которого, порывая с устоявшимися принципами и традициями, в том числе с реализмом, устремлялись к поиску новых средств выражения, новых форм произведений.

Словарь иностранных выражений

[фр. avant-gardisme]название ряда художественных течений 20 в., стремящихся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; резко критикуя традиционные направления, формы и стили, а. часто приходит к принижению значения культурно-исторического наследия человечества, к нигилистическому отношению к ценностям.

Словарь русского языка Лопатина

авангард`изм, -а

Словарь русского языка Ожегова

Общее название разных течений в искусстве 20 века, порывающих с реализмом и ищущих новые формы художественного выражения авангардизм стремление какой-нибудь общественной группы к главенствующей роли в чем-нибудь

Современный толковый словарь, БСЭ

(авангард) , совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изо-искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине 20 в. его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме.

Толковый словарь Ефремовой

авангардизм м. Общее название направлений в литературе и искусстве XX в., представители которого, порывая с устоявшимися принципами и традициями, в том числе с реализмом, устремлялись к поиску новых средств выражения, новых форм произведений.

Словарь литературоведческих терминов

(авангардное искусство, авангард) — (от фр. avant-garde — передовой отряд) — широкое понятие, объединяющее экспериментальные, принципиально разрывающие связи с классической традицией, подчеркнуто новаторские поиски в искусстве XX в. Включает в себя такие направления, как футуризм , экспрессионизм , сюрреализм и др. Общие черты: отказ от норм изобразительности, свойственных реализм у, часто — от завершенности произведения, субъективизм, стремление к новизне форм, выразительных средств. Поиск новых художественных средств ("выразить невыразимое"), с точки зрения представителей А., является самоценным и самодостаточным. Нередко целью произведения А. становится воздействие на публику, эпатаж. К представителям А. относят, в частности, В. Маяковского в поэзии, Сальвадора Дали в живописи. Противопоставлено понятию модернизм (Ср. модернизм ).

Большая советская энциклопедия, БСЭ

(франц. avant-gar-disme, от авангард ), условное наименование художественного движения 20 в., для которого характерны разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа, поиски новых средств выражения и формальной структуры произведений. термин 'А.' возник в критике 20-х гг. и утвердился в искусствознании (в т. ч. советском) в 50-е гг. Однако он не приобрёл ещё чёткого научного определения и разными историками литературы и искусства в него вкладывается различное содержание. А. — широкое и сложное проявление кризиса буржуазной культуры 20 в., он вырос на почве анархического, субъективистского миропонимания. В годы наиболее интенсивного развития А. (1905-
30) его черты выявились в ряде школ и течений модернизма (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, литература 'потока сознания', атональная музыка, додекафония и др. и в то же время проявились в творчестве некоторых крупных мастеров 20 в. в тот или иной период их художественой деятельности. В общем потоке А. порой оказывались противоречивые тенденции, разные мастера с непохожими творческими судьбами, различными идейно-эстетическими и общественными позициями. В противоречивости А. преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи. В нём отразились упадок буржуазной цивилизации, кризис искусства, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и революционных потрясений; вместе с тем наступившая эпоха пролетарских революций рождает у некоторых причастных к А. мастеров жажду обновления и порой наивные мечтания о будущем, будто бы способные в своём бунтарском порыве выразить революционную сущность эпохи. Одни авангардисты до болезненности чутки к порокам буржуазного общества, другие соскальзывают в хаос субъективистских переживаний; иногда они накапливают немалые потенции социальной критики, но часто бегут в анархический цинизм всеобщего ниспровергательства; они отражают нередко настроение тревоги, боли, протеста, либо отстраняются от жизни, доходя до нигилизма, ввергая искусство в лабиринт субъективистских блужданий и чистого формотворчества. Иногда эти разные тенденции переплетаются в одном и том же художественном течении или служат исходным пунктом для творческих размежеваний. Некоторые крупные художники поначалу в той или иной мере причастные к А. (П. Элюар — Франция, В. Незвал — Чехословакия, Б. Брехт, И. Бехер, Х. Эйслер — Германия, Д. Ривера — Мексика), преодолев модернистские блуждания, вышли к подлинно революционному и социалистическому искусству. Многие представители А., неспособные преодолеть рамки буржуазного сознания, оставались на позициях эстетического субъективизма и, всё более проникаясь упадочническим умонастроением, оказались в числе столпов модернизма. Таковы — Дж. Джойс (Ирландия) и М. Пруст (Франция), П. Мондриан (Нидерланды) и С. Дали (Испания), П. Клее (Швейцария) и В. В. Кандинский. Причудливые зыбкие сочетания различных тенденций приводят к характерной для всего А. эстетической двойственности, противоречивости (например, поэзия Г. Аполлинера, искусство П. Пикассо — Франция) и зачастую к художественной эклектичности. При всём этом А. в целом пропитан буржуазным и мелкобуржуазным индивидуализмом. В СССР Октябрьская социалистическая революция определила творческий путь таких больших художников-новаторов, как В. В. Маяковский, В. Э. Мейерхольд, С. С. Прокофьев, в чьём творчестве в ранний период так или иначе выявлялись черты А. Решительно преодолев авангардистский индивидуализм и субъективизм, они стали ведущими мастерами социалистической художественной культуры. В начале 30-х гг. основная масса авангардистов на Западе теряет демонстративно-бунтарский характер своего творчества. Такие большие художники, как П. Пикассо, П. Неруда (Чили), сумели преодолеть узость социальных позиций А., стали на путь активной борьбы с фашизмом, связав свою деятельность с коммунистическим движением. После 2-й мировой войны 1939-45 на Западе происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм (драма абсурда, 'новый роман', 'конкретная поэзия', поэзия итальянской 'Группы 1963', алеаторика и др.). Но все эти неоавангардистские, теперь полностью модернистские течения находятся в конфликте не столько с буржуазным обществом, сколько с идеалами коренного переустройства общества на началах социализма; они активно противостоят не буржуазным эстетическим концепциям, а лучшим демократическим и реалистическим традициям культуры, теории и практике искусства социалистического реализма. А. приобретает всё более подчёркнуто элитарный, рафинированный характер, антисоциалистическую направленность, пронизанную духом реакционной идеологии империализма, и углубляется, как правило, в формальное экспериментирование.Лит.: Маца И., Проблемы художественной культуры XX века, М., 1969; Лифшиц М., Рейнгардт Л., Кризис безобразия, М., 1968; Holthusen Н. Е., Avangardismus und die Zukunft der modernen Kunst, Munch.,

1964. Г. А. Недошивин.

Полный орфографический словарь русского языка

авангардизм, -а

Викисловарь

художественное направление, сознательно отрывающееся от классических академичных принципов в поисках выразительных форм и средств стремление возглавить что-либо, занять доминирующие позиции в каком-либо движении, течении и т. п.

Викисловарь

авангардизм

Где и как употребляется слово «авангардизм»?

Кроме значения слова «авангардизм» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «авангардизм».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «авангардизм» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «авангардизм»

Научный авангардизм так и не смог сложиться в области естественных наук, где его абсурдность была слишком очевидна, в том числе на практике.

Начинаешь видеть и, соответственно, переживать по-другому, чем в годы, овеянные настроением радикального авангардизма.

– Неореализм себя изжил, сюрреализм себя изжил, реализм не существует, авангардизм дышит на ладан, а неоавангардизм изжил себя, ещё не родившись.

Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «авангардизм»

Синонимы к слову «авангардизм»:

Антонимы к слову «авангардизм»:

Гиперонимы к слову «авангардизм»:

Гипонимы к слову «авангардизм»:

Разбор слова «авангардизм»