Словарь русского языка (МАС)
-
АПОСТЕРИО́РИ, нареч. Филос., лог. На основании опыта, имеющихся данных; противоп. априори.
[Лат. a posteriori]
В толковых словарях русского языка слово «апостериори» имеет несколько значений. Вот основные:
АПОСТЕРИО́РИ, нареч. Филос., лог. На основании опыта, имеющихся данных; противоп. априори.
[Лат. a posteriori]
апостериори нареч. обстоят. качества
На основании опыта или имеющихся фактов.
|| противоп. априори
АПОСТЕРИОРИ [тэ], нареч. (книжн.). На основании опыта, имеющихся данных; противоп. априори.
АПОСТЕРИ’ОРИ, нареч. (от ·лат. a — от и posterior — последующий) (филос.). На основании уже имеющихся данных, на основании опыта; ант. априори. Умозаключать апостериори. Судить о чем-нибудь апостериори.
1. книжн. после получения данных, на основании опыта ◆ Обычно характеристики объекта становятся известными лишь апостериори.
На эту страницу установлено перенаправление со страницы «A posteriori», см. также статью о музыкальном альбоме «A Posteriori».Апостерио́ри, а постерио́ри (лат. a posteriori букв. «из последующего») — знание, полученное из опыта. Противопоставляется априори — доопытному знанию. Значение термина исторически менялось: нынешнее значение установилось благодаря И. Канту и его работе «Критика чистого разума» (впервые опубликована в 1781 году, второе издание в 1787 г.) Однако, в латинской форме, выражения появляются в латинских переводах «Начал» Евклида (Στοιχεῖα, в латинизированной форме — «Элементы»). В работе понятия а постерио́ри и априори рассмотрены в качестве модели для точного мышления раннего европейского современного периода.
Противопоставление познания априори и апостериори возникло ещё в античности, в философии Платона и Аристотеля. В дальнейшем это различие исследовали Северин Боэций, средневековые арабские философы (Ибн Рушд, Ибн Сина) и европейские схоласты (Альберт Великий, Фома Аквинский).
В Новое время Лейбниц меняет смысл обоих терминов. Познание апостериори отличается от познания априори как «истины факта» (опытное познание) от «истин разума».
Это разграничение развил в своей философии Иммануил Кант. Общие принципы познания априорны (независимы от всякого опыта), апостериорное знание получается при помощи чувственного восприятия (чувственного опыта). Чувственный опыт случаен: прошлый опыт не исключает возможности приобретения в будущем нового опыта, который не согласуется со старым. Знание, основанное только на чувственном опыте, неистинно. Для того, чтобы апостериорное знание приобрело всеобщий и необходимый характер, чувственный опыт нужно подвести под априорные формы знания, и таким образом познаются специальные законы эмпирических наук. С точки зрения Канта, математика — пример априорного знания, физика (в её эмпирической части) — апостериорного.
Благодаря влиянию кантовской философии, термины «апостериори» и «апостериорный» распространились широко за пределы философии. Например, апостериорным называется искусственный язык, элементы которого заимствованы из существующих языков, в противоположность априорному языку.