Значение слова «бог»

Что такое бог в словарях русского языка? Определение и примеры употребления.

Бог это:

бог
название могущественного
сверхъестественного
Высшего Существа
в теистических и деистических религиях. В монотеистических авраамических религиях Бог рассматривается как личность, как персонификация Абсолюта, как непостижимый трансцендентный личный Бог («Бог Авраама, Исаака и Иакова») и как проявление высшей реальности, причём как единого и единственного Бога, не имеющего себе подобных.

Источник определения: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

м.

1.Одно из сверхъестественных существ, управляющее какой-либо частью мирового целого, влияющее на ту или иную сторону жизни ( в античной мифологии и в некоторых формах религии ) . отт. перен. Могущественный человек, обладающий властью над другими людьми. отт. перен. Человек необычайной творческой одаренности.

2. перен.Тот, кому поклоняются, кем восхищаются; кумир.

Большой современный толковый словарь русского языка

I м.Создатель Вселенной, всего сущего, обладающий — по религиозным представлениям — высшим разумом и управляющий миром; в христианстве — один в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. II м.Высшая, конечная инстанция, несущая в себе Объективную Истину справедливости, добра, всеобщей культуры и свободы.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

м. Создатель Вселенной, всего сущего, обладающий — по религиозным представлениям — высшим разумом, управляющий миром.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

м.
1) а) Одно из сверхъестественных существ, управляющее какой-л. частью мирового целого, влияющее на ту или иную сторону жизни (в античной мифологии и в некоторых формах религии). б) перен. Человек могущественный, обладающий властью над другими людьми. в) перен. Человек необычайной творческой одаренности.
2) перен. предмет поклонения, восхищения; кумир.

Словарь Даля

муж. Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное существо, Создатель вселенной. Слава Богу, благодаря Бога, благодарственное восклицание, в ответ на вопрос о здоровье. Бог весть, Бог знает, я не знаю. Ей Богу, видит Бог, божба. Бог даст, отказ просящему подаяния. Бог заплатит, спасибо, благодарю. Под Богом, ответ на вопрос как живете? С Богом жить, прощальное пожелание молодым. Бог с тобой, с Богом, прощальное пожелание: прощение кому вины; напоминание, чтобы остановить кого в слове или деле. Остряк предложил медаль, в память докучливой войны на помощь соседней державе: с лица русский герб при надписи: С нами Бог; с изнанки герб союзников и надпись: Бог с вами. С Богом т. е. иди, начинай и пр. Бог посетил, смиренное выражение о постигшем кого бедствии. Бог милостив, утешение, обнадежение, авось. Помогай Бог, Бог в помочь, Бог помочь, Бог на помочь, арх. Бог на поль, приветствие трудящемуся, работающему. Дай Бог, дай Боже, пожелание, призывание чего. Ради Бога, просьба, увещание, моление, упрашивание кого. Бог тебя суди, жалоба, пеня обиженного, беззащитного. Суди-боги класть, плакаться, жаловаться на обиду сильного. Бог тебя прости, ответ просящему прощения в вине. Чем Бог порадует, что-то будет. Чем Бог послал, говорит хозяин, угощая. Помилуй Бог, сохрани Бог, изваяй Бог, желание устранения чего-либо неприятного. Боги мн. иконы, образа; боги ходят, иконы подняли, образа несут. Только с богами своими (с образами) и знается, никого не принимает. Богом называют также вообще высшее существо, по понятию того народа, о коем говорится, а потому боги мн. означает и мнимых создателей и управителей вселенной, у различных идолопоклонников, и самые идолы или истуканы их зовутся богами, божками, божествами. Где жить, тем богам и молиться. Не гони бога в лес, коли в избу влез. Счастлив твой бог. Каков бог, такова ему и свеча. Что тому богу молиться, который не милует. Не тому богу попы наши молятся, чтут мамона. Плохого бога (идола) и телята лижут. Всем богам по сапогам. Богиня жен. языческое или баснословное божество, божок женского пола. Богов малоупотребит. Божий, свойственный, принадлежащий Богу. Жива, наша; умерла, Богова. Богово дорого, бесово дешево. Богинин, принадлежащий баснословному существу, богине. Боговщина

Словарь русского языка Лопатина

бог, -а, мн. -и, -`ов и (в христианстве и нек-рых др. религиях: единое верховное существо) Бог, -а

Словарь русского языка Ожегова

В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ Вера в бога. Б. войны (Марс). Сам б. велел (совершенно необходимо). От бога (в знач. определения, одаренный талантом, прирожденный. Пианист от бога). Богом рожденный (== от бога). Богом рожденный (== от бога). Богом рожденный поэт. Б. знает ведает кто, где, как, куда (неизвестно кто, где, как, куда, разг.). Все под богом ходим (с любым из нас всякое может случиться, разг.). Б. весть (== бог знает, ведает, устар. и разг.). Дай б., не дай б. (пожелание, чтобы что-н. осуществилось, не осуществилось, разг.). Как б. на душу положит (как придется, кое-как, разг.). Не б. весть какой или кто, что Не б. весть какой или кто, что (не слишком хороший, неважный, разг.). Не б. весть где или куда, когда, откуда (не очень далеко или не очень издалека, не очень давно, разг.) Ради бога (пожалуйста, очень прошу, разг.). С богом (пожелание удачи успеха при начале чего-н., устар.). Б. с тобой (
1) пожелание хорошего, доброго, обычно при напутствии, устар.,
2) выражение несогласия, недоумения, разг.). Видит б. (уверение в своей правоте, разг.). Б. милостив (выражение надежды на то, что все обойдется, разг.). Побойся бога! (постыдись, имей совесть, разг.). На бога надейся, а сам не плошай (посл.). Чем б. послал (угостить, пообедать) (тем, что есть, что найдется, разг.). Б. (в) помощь и б. (в) помочь (пожелание успеха работающему, устар. и обл.).

Современный толковый словарь, БСЭ

в религиозных верованиях сверхъестественное существо; в мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому Богу принадлежит абсолютная власть над миром («всемогущество»). Вера в Бога — основа всякой религии.

Толковый словарь Ефремовой

м. Создатель Вселенной, всего сущего, обладающий — по религиозным представлениям — высшим разумом, управляющий миром.

Толковый словарь Ефремовой

м.
1) а) Одно из сверхъестественных существ, управляющее какой-л. частью мирового целого, влияющее на ту или иную сторону жизни (в античной мифологии и в некоторых формах религии). б) перен. Человек могущественный, обладающий властью над другими людьми. в) перен. Человек необычайной творческой одаренности.
2) перен. Предмет поклонения, восхищения; кумир.

Толковый словарь русского языка Ушакова

(бох), бога, м. По религиозным верованиям – верховное существо, стоящее будто бы над миром или управляющее им. Идеей бога пользуются господствующие классы, Как орудием угнетения трудящихся масс. Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, – идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу. Ленин. (Со словом бог в разг. речи сохранилось много ходячих выражений, в к-рых это слово уже потеряло свой смысл и к-рые употр. в качестве вводных слов, наречий, присловий, частиц и т. п.). Бог знает (иногда произн. бознать, в том же знач. употр. чорт знает, см. чорт) или (устар.) бог весть, с местоим. и местоименными нареч. бог знает кто, что, какой, куда и т. п. –
1) неизвестно кто, что, какой, куда и т. п. Бог знает в нем какая тайна скрыта, бог знает за него что выдумали вы. Грибоедов. Нищий ваш царевич, бог весть какой, бог весть отколь. Пушкин.
2) кто-то плохой, что-то плохое и т.п. (с осуждением). Шляется бог знает где. Ходит бог знает куда. Возвращается бог знает когда. Знается бог знает с какими людьми или с бог знает какими. слава богу (разг. устар.) –
1) нареч. хорошо. Дела идут слава богу.
2) вводное слово, употр. для выражения удовлетворения чем-н. Как бог на душу положит (разг.) – произвольно,

Большая советская энциклопедия, БСЭ

фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающий как предмет религиозного поклонения и веры (см. Религия ). Представление о Б. как о личном и сверхприродном является определяющим признаком теизма .В противоположность этому в пантеизме Б. выступает как безличная сила, присущая природе, а подчас и тождественная ей. В дуалистической древнеиранской религии маздеизма образу светлого Б. — Ахура-мазды — противостоит фигура тёмного и злого божества — Анхра-Майнью. В религиях Древнего Китая, Кореи, Японии, Индии, Древнего Востока и других политеистических религиях (см. Политеизм ) фигурирует сонм богов, один из которых обычно выступает как главный, наиболее могущественный, например Мардук у древних вавилонян, Зевс у древних греков, Перун у древних славян и др. В индуизме и некоторых других религиях нет такого ярко выраженного возвышения одного Б. над другими; наряду с 'великими' богами здесь нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотличимые от местных духов, гениев, демонов. В монотеистических религиях (см. Монотеизм ) вера в единого и всемогущего Бога — главный религиозный догмат. При этом в христианстве , в отличие от иудаизма и ислама , единый Бог имеет три лица (ипостаси): Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой ('Святая Троица'). Образы богов прошли длительный путь развития, отражая историческую эволюцию почитающих их народов. В ранних формах религии ещё нет веры в богов, а есть поклонение неодушевлённым предметам (см. Фетишизм ), вера в духов, демонов (см. Анимизм ) и другие фантастические образы. Некоторые черты этих мифологических персонажей в дальнейшем вплетаются в образы богов или одного Б. С разложением первобытнообщинного строя, с развитием племенных объединений возникает образ племенного Б. Это прежде всего бог-воитель, предводитель своего племени в борьбе с другими племенами и их богами, например Ашшур у ассирийцев, Яхве у древнееврейского племени Левия (или, как считают многие, Иуды). У многих оседлых народов при образовании городов-государств эти боги превращались в богов-покровителей города: бог Ниппура — Энлиль, Вавилона — Мардук и др. у древних шумерийцев и вавилонян; бог нома Эдфу — Гор, Мемфиса — Пта, Фив — Амон и др. у египтян; бог Афин — Афина Паллада, Эпидавра — Асклепий и др. у греков. С объединением нескольких племён или городов вокруг наиболее сильного племени или города-государства Б. последнего становился общегосударственным, или национальным, Б., возвышаясь над другими племенными богами. Так, Мардук стал государственным Б. Вавилонии, в Египте место главного Б. попеременно занимали Гор, Пта, Амон, Ра. Боги покорённых племён и городов занимали подчинённое место в политеистическом пантеоне. У древних евреев Яхве, первоначально племенной и местный Б., превратился с объединением древнееврейских племён и созданием Иудейского государства в общееврейским Б., а позже — в единого Б.-творца и вседержителя. Образ христианского Б. сложился в первые века н. э. Основу его составил еврейский Яхве (бог-отец), но с ним слились образ страдающего Б.-спасителя восточных религий (бог-сын — Иисус Христос) и отвлечённый мировой разум (логос) гностиков (бог-дух святой). У арабов в начале 7 в. сложилась монотеистическая религия ислам; в образе мусульманского бога — Аллаха, сложившегося, в частности, под влиянием еврейского Яхве, трансформировались черты древних арабских племенных богов. Религия раннего буддизма отрицала культ богов, однако в дальнейшем сам Будда стал Б., а наряду с ним буддизм включил в себя и многих других богов. С завершением исторического процесса формирования основных монотеистических религий возникает религиозно-философское учение о Б. (см. Теология ). Б. стал теперь не только основным предметом веры и культа, но и понятием идеалистической философии. Выдвигались специальные доказательства бытия Б.: космологическое (раз существует следствие — мир, космос, должно быть и движущее его начало, конечная основа всех вещей; Аристотель, затем Лейбниц, Вольф и др.); телеологическое (целесообразность в природе как свидетельство бытия её разумного устроителя; Сократ, Платон, стоики, Цицерон и др.); онтологическое (само представление о Б. как совершенном существе предполагает его существование; Августин и Ансельм Кентерберийский). С опровержением этих трёх основных доказательств выступил Кант, утверждавший невозможность какого-либо теоретического обоснования бытия Б., но выдвинувший новое, нравственное обоснование, рассматривая Б. как необходимый постулат практического разума. В современной буржуазной философии обращение к идее Б. происходит либо на почве послекантовского иррационализма , либо на основе реставрации архаических философских систем прошлого — древнеиндийской или средневековой метафизики ( неотомизм , теософия и др.), причём обе тенденции нередко перекрещиваются. Представления о богах в их различной форме неоднократно подвергались критике атеистами и просветителями древности и нового времени, в особенности — французскими материалистами 18 в. и Фейербахом (см. Атеизм ). Марксизм, показав социальную обусловленность образования ложных форм сознания, связывает исчезновение различных иррациональных представлений, в том числе представлений о Б., с устранением социальных антагонизмов и построением бесклассового коммунистического общества.Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1: Ленин В. И., Социализм и религия, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12; Токарев С. А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965; Schmidt W., Der Ursprung der Gottesidee, Bd 1-12, Munster, 1912-55; Jacobi Н., Die Entwicklung der Gottesidee bei den Indern und deren Beweise fur das Dasein Gottes, Bonn- Lpz., 1923; Soderblom N., Das Werden des Gottesglaubens, 2 Aufl., Lpz., 1926; Bertholet A., Gotterspaltung und Gottervereinigung, Tubingen, 1933; Dumezil G., Les dieux des indo-europeens, P., 1952; Glasenapp Н. von, Buddhismus und Gottesidee, Mainz, 1954; Schulz W., Der Gott der neuzeitlichen Metaphysik, B., 1957; Die Religion in Geschichte und Gegenwart, 3 Aufl., Bd 2, Tubingen, 1958, S. 1701 —

1809. См. также лит. при ст. Атеизм . С. А. Токарев.

Полный орфографический словарь русского языка

бог (ты) мой, в знач. межд.

Полный орфографический словарь русского языка

бог, -а, мн. -и, —ов и (в христианстве и нек-рых др. религиях: единое верховное существо) Бог, -а

Викисловарь

единое верховное существо, создавшее мир и управляющее им (в монотеистических религиях)

Викисловарь

высшее сверхъестественное существо, объект поклонения , мастер высшей квалификации

Викисловарь

мусор, грязь

Викисловарь

шишка

Викисловарь

мусор прил. мелкий

Викисловарь

мусор

Викисловарь

шишка, нарост

Где и как употребляется слово «бог»?

Кроме значения слова «бог» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «бог».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «бог» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «бог»

– Вечная слава богу справедливости! – произнёс князь, бросая в огонь горсть пшеницы.

Это уж было поле деятельности начальника, ведающего режимом, не дай бог стать поперёк его пути, в чём-то перечить, он не для того был рождён и дослужился до звания майора, чтобы терпеть какие-либо вольности.

– Кажется, знаю, как приходится знать бог знает кого… Но зачем он у нас, этот пёстрый и неприличный урод?

Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «бог»

Синонимы к слову «бог»:

Антонимы к слову «бог»:

Гиперонимы к слову «бог»:

Гипонимы к слову «бог»:

Разбор слова «бог»