гало́п
1. трёхтактный аллюр лошади в три темпа с безопорной фазой ◆ Гринев, узнав от него об нашей опасности, велел садиться, скомандовал марш, марш в галоп — и, слава богу, прискакал во время. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка», 1836 г. ◆ Она узнала Литвинова, кивнула ему головой и, ударив лошадь по боку хлыстиком, подняла её в галоп, потом вдруг пустила её во всю прыть. И. С. Тургенев, «Дым», 1867 г. ◆ Под ним была кровная тёмно-гнедая лошадь, очевидно разгорячившаяся на галопе. Л. Н. Толстой, «Анна Каренина», 1878 г. ◆ На плавном полёте галопа, в промежутке между редкими, еле заметными прикосновениями коня к земле, которая все время отрывалась от его копыт и отлетала назад, Юрий Андреевич, кроме ударов сердца, бушевавшего от радости, слышал ещё какие-то крики, которые, как он думал, мерещились ему. Б. Л. Пастернак, «Доктор Живаго», 1945–1955 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Отец был прекрасный кавалерист — поднимал с земли на полном галопе платок. Шамиль Тарпищев, «Самый долгий матч», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
2. разг. о чьём-либо быстром беге скачками, бросками ◆ Спускаясь по лестнице, Максимов вдруг закричал: «Иго-го!» — и сиганул вниз на площадку через пять ступенек. Кто-то шарахнулся в сторону, кто-то покрутил пальцем у виска, но Алексей, уже окончательно забыв о своем «холодном спокойствии», мчался к выходу, подмываемый желанием перейти на галоп. Василий Аксенов, «Коллеги», 1962 г. (цитата из НКРЯ)
3. истор. бальный танец в стремительном темпе, получивший широкое распространение в XIX веке ◆ Калинович танцевал с княжной в шестой фигуре галоп и, кончив, отпустил её довольно медленно, пожав ей слегка руку. А. Ф. Писемский, «Тысяча душ», 1858 г. ◆ Многочисленные поклонники совершенно закружили девушку в бесконечных вальсах и галопах. А. А. Фет, «Семейство Гольц», 1870 г. (цитата из НКРЯ)
4. истор. музыка этого танца ◆ Правда, у нас были и несчастные, навеки изуродованные барышнями «Sonate Pathetique» и Cis-moll-ная сонаты Бетховена, которые, в воспоминание maman, играла Любочка, и еще другие хорошие вещи, которые ей задал ее московский учитель, но были и сочинения ― этого учителя, нелепейшие марши и галопы, которые тоже играла Любочка. Л. Н. Толстой, «Юность», 1857 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания