Значение слова «жалоба»

Определение слова «жалоба» в словарях русского языка, а также примеры его употребления

Жалоба – это письменное или устное выражение недовольства, несогласия, претензии в адрес кого-либо или чего-либо.

Словарь русского языка (МАС)

  • ЖА́ЛОБА, -ы, ж.

    1. Выражение неудовольствия, печали, сетование по поводу неприятностей, боли и т. п. Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрека за долгое отсутствие. Лермонтов, Бэла. Разговор обыкновенно начинался жалобою Глафиры Львовны на свое здоровье и на бессонницу. Герцен, Кто виноват?

    2. Официальное заявление о незаконном или неправильном действии какого-л. лица, учреждения, организации. Кассационная жалоба. Рассмотреть жалобу.Кузьма Васильевич подал жалобу по форме; началось дело. Тургенев, История лейтенанта Ергунова.

Толковый словарь Ефремовой

жалоба ж.

1. Выражение неудовольствия чем-либо, сетование на что-либо.

2. Официальное заявление, указывающее на незаконное или неправильное действие какого-либо лица или учреждения.

Толковый словарь Ожегова

ЖАЛОБА, ы, ж.

1. Выражение неудовольствия по поводу чего-н. неприятного, страдания, боли. Горькая ж. Жалобы на одиночество.

2. Официальное заявление с просьбой об устранении какого-н. непорядка, несправедливости. Подать жалобу на кого-н. Кассационная ж. Книга жалоб.

| прил. жалобный, ая, ое (ко 2 знач.). Жалобная книга.

Толковый словарь Ушакова

Ж’АЛОБА, жалобы, ·жен.

1. Выражение неудовольствия (в словах), сетование по поводу неприятностей, боли, страдания. Горькие жалобы. Слезливые жалобы. Постоянные жалобы на недостаток денег.

2. Официальное заявление о неудовольствии с просьбой об удовлетворении или устранении причин, вызвавших неудовольствие. Подать жалобу на неправильное решение. Кассационная жалоба осталась без всяких последствий.

Бюро жалоб (неол. офиц.) — учреждение при Народном комиссариате рабоче — крестьянской инспекции для принятия жалоб на неправильные действия должностных лиц.

Викисловарь

  • жа́лоба

    1. выражение недовольства по поводу неудобства, боли, или других неприятных обстоятельств

    2. официальный документ с выражением протеста и просьбой устранить какое-либо нарушение

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    • подавать жалобу

Википедия

  • Жа́лоба — письменное требование, обращенное к уполномоченному государственному органу об устранении нарушений прав и законных интересов.

    По делам искового (гражданского) производства подаются исковые заявления, а по делам, вытекающим из административно-правовых отношений, — жалобы и заявления. Перечисленные юридические документы должны иметь по возможности краткое содержание и лаконично выраженную просьбу заявителя.Согласно Федеральному закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

    Право на обращение гарантировано ст. 33 Конституции Российской Федерации.

    На практике первичное обращение в органы власти происходит в виде заявления, то есть, просьбы гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критики деятельности указанных органов и должностных лиц, а если в результате заявление не рассмотрено, органом власти не предоставлен мотивированный отказ в рассмотрении заявления, либо действия органа власти не удовлетворяют обратившегося, то гражданин подает жалобу на, соответственно, бездействие либо на действия органов власти в вышестоящий орган власти либо в прокуратуру. Прокурор выносит постановление по результатам рассмотрения жалобы о полном или частичном удовлетворении жалобы или об отказе в её удовлетворенииДля института обращений граждан характерна критика недостатков, которая в свою очередь помогает вскрыть несовершенства в работе органов, учреждений, предприятий и организаций. Проведенные исследования позволили выявить мнение граждан по поводу нарушений органами и должностными лицами местного самоуправления порядка приема, рассмотрения и разрешения обращений, поступающих от физических и юридических лиц. Относительное большинство респондентов (36%) считают, что порядок рассмотрения обращений граждан нарушается, но это не носит систематического характера. 24% респондентов полагают, что порядок рассмотрения и разрешения обращений нарушается систематически. Вместе с тем 40% респондентов не задумывались над тем, имеют ли место нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления порядка рассмотрения и разрешения обращений.