Значение слова «лепет»

Определение слова «лепет» в словарях русского языка, а также примеры его употребления

Лепет – это бессвязная, невнятная речь, обычно произносимая тихим голосом.

Словарь русского языка (МАС)

  • ЛЕ́ПЕТ, -а, м.

    1. Неправильная, несвязная, неясная речь (ребенка). — Кому отдаются и первая улыбка ребенка и первый детский лепет? Мамин-Сибиряк, Суд идет. || Невнятная речь, бормотание (взрослого). || Невразумительная, неубедительная речь, рассуждение, объяснение и т. п. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор, И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Лермонтов, Смерть Поэта. — Софья Павловна гадкая, — заметила она, — а Чацкого жаль: пострадал за то, что умнее всех! Он [Райский] с улыбкой вслушивался в ее литературный лепет. И. Гончаров, Обрыв.

    2. перен.; чего. Легкий шум, неясные звуки чего-л. Лепет ручья.[Мы] заснули под однообразное жужжанье пчел и болтливый лепет листьев. Тургенев, Хорь и Калиныч. Мелкий лепет бубенчиков спутывал мысли. Бунин, Новый год.

    Детский (или младенческий) лепет — о чем-л. очень наивном, беспомощном, незрелом по мысли.

Толковый словарь Ефремовой

лепет м.

1. Неясная, несвязная речь.

|| Нежная болтовня.

2. перен. Невнятный, лёгкий шум, шелест, звучание чего-либо.

3. перен. Неубедительные рассуждения, объяснения.

Толковый словарь Ожегова

ЛЕПЕТ, а, м. Несвязная, неясная речь (ребёнка). Детский л. (также перен.: о чёмн. невразумительном, неубедительном). Нежный л. Л. ручья (перен.).

Толковый словарь Ушакова

Л’ЕПЕТ, лепета, мн. нет, ·муж.

1. Несвязная, неясная речь. Детский лепет. Младенческий лепет.

| Нежная болтовня, легкий разговор (·поэт. ). «Их томный взор, приветный лепет уже не властны надо мной.» Пушкин.

2. перен. Невнятный, легкий шум, звучание чего-нибудь (·поэт. ). Лепет ручья, листьев. «Слышен лепет в листьях сонных.» Бальмонт.

Викисловарь

  • ле́пет

    1. неясная, несвязная речь Это был какой-то бред, какой-то лепет, — точно ей хотелось что-то поскорей мне рассказать, — бред, прерываемый иногда самым весёлым смехом, который начинал пугать меня. Достоевский, «Игрок», 1866 г.

    2. нежная болтовня

    3. перен. невнятный, лёгкий шум, шелест, звучание чего-либо Мы запили прозрачный тёплый мёд ключевой водой и заснули под однообразное жужжанье пчёл и болтливый лепет листьев. Тургенев, «Хорь и Калиныч», 1847 г.

    4. перен. неубедительные рассуждения, объяснения

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    • детский лепет

Википедия

  • Ле́пет, или «лепетная речь», — стадия доречевого развития ребёнка, следующая за гулением и предшествующая появлению первых слов и фраз. Появляется примерно в конце первого — начале второго полугодия жизни ребёнка и длится до конца первого года.

    Представляет собой слогоподобные вокализации (типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п.), с помощью которых ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса. Часто лепет сопровождает предметно-манипулятивную деятельность ребёнка и активизируется в ответ на обращённую к нему речь взрослого. Постепенно слоговые цепочки становятся всё более разнообразными: в их составе оказываются не только одинаковые, но и разнотипные слоги.

    На первых этапах консонантный состав лепета разнообразен, хотя характер звуков и их число в последовательности не всегда легко определить. Со временем звуковой состав лепета обедняется, а составляющие его слогоподобные комплексы становятся более устойчивыми. Независимо от языкового окружения, наиболее частотные согласные в лепетной речи — /p, b, t, m, d, n, k, ɡ, s, h, w, j/. Наиболее часты слоги типа «согласный — гласный» с начальным смычным. При этом выявлена следующая закономерность: последовательность появления звуков в лепете (сначала губные согласные, потом переднеязычные и т.п.) аналогична последовательности появления звуков в словесной речи.

    Более поздний этап (в возрасте 8,5—9 месяцев) — «модулированный лепет», или «мелодический лепет», когда ребёнок способен уже повторять интонацию и последовательности звуков как повторение речи взрослого. На этом этапе, пользуясь открытыми слогами, ребёнок уже начинает обозначать ими объекты внешнего мира.