Мисте́рия (от лат. ministerium «церемония») — один из жанров европейского средневекового театра, основанный на религиозных сюжетах. Как правило, сюжет средневековой мистерии брался из Библии или Евангелия и разыгрывался в виде живых картин, сопровождавшихся антифонным пением. Среди сюжетов мистерий встречались такие как Сотворение, Адам и Ева, убийство Авеля и Страшный суд. С середины XV века мистерии стали наращивать объём. Часто они исполнялись вместе в циклах, которые могли длиться в течение нескольких дней. Так, в «Мистерии о Деяниях Апостолов» более 60 тысяч стихов, а её представление в Бурже в 1536 году длилось, по свидетельствам, 40 дней. В текстах мистерий нередко делались пометки, что в данном месте следует вставить фарсовую пьеску. Средневековые хроники иногда упоминают о том, что одновременно с мистерией исполнялся и фарс (например, фарс «Мельник, чью душу в ад черт уволок» шёл в 1496 году одновременно с «Мистерией о святом Мартине» и «Моралите о слепом и хромом»).
Этимология слова восходит к греческому греч. μυστήριον — «таинство, тайное священнодействие», некоторые источники предполагают происхождения слова от латинского слова ministerium, означавшего не только «церемония», но и «ремесло», поскольку мистерии нередко финансировались средневековыми ремесленными гильдиями.
История мистерий как театрального жанра по-разному сложилась в странах Европы. Если в Италии мистерия естественным образом отмерла, уступив место другим жанрам, то в ряде других стран она была запрещена во времена Контрреформации; в частности, во Франции — 17 ноября 1548 года приказом парижского парламента; в протестантской Англии в 1672 году мистерию запретил епископ Честера, а через три года запрещение повторил архиепископ Йорка. В католической Испании мистериальные представления продолжались до середины XVIII века, их сочиняли и Лопе де Вега, и Тирсо де Молина, и Кальдерон де ла Барка, Педро, и лишь в 1756 году мистерии были официально запрещены указом короля Карла III.
Попытки возрождения мистерии как театрального жанра предпринимаются с середины XX века по настоящее время. Например, образец мистерии оставил композитор Луиджи Даллапиккола («Иов», 1950).