Значение слова «мистерия»

Определение слова «мистерия» в словарях русского языка, а также примеры его употребления

Словарь русского языка (МАС)

  • МИСТЕ́РИЯ, -и, ж.

    1. В древней Греции, древнем Риме и странах древнего Востока — таинство, система культовых обрядов, в которых могли участвовать только посвященные.

    2. Религиозная драма на библейские сюжеты в средние века в Западной Европе.

    [От греч. μυστήριον — таинство]

Толковый словарь Ефремовой

мистерия

I ж.

Тайный религиозный обряд в честь божества, к участию в котором допускались только посвященные (у античных народов и народов древнего Востока).

II ж.

1. Жанр драмы эпохи Средневековья (обычно стихотворной) на сюжеты из Ветхого или Нового Завета.

2. Сценическое представление на один из таких сюжетов (обычно на открытом воздухе и сопровождавшееся интермедиями).

Толковый словарь Ожегова

МИСТЕРИЯ, и, ж. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями.

Толковый словарь Ушакова

МИСТ’ЕРИЯ, мистерии, ·жен. (·греч. mysterion — тайна) (·книж. ).

1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (·ист. ). Элевзинские мистерии. Орфические мистерии.

2. Средневековая религиозная драма с сюжетом, заимствованным из ветхого или нового завета (·ист. лит.).

| Религиозно-мистическая символическая драма, рассматривавшаяся символистами, как высшая форма синкретического искусства (·ист. иск.). Незаконченная мистерия Скрябина.

Викисловарь

  • мисте́рия

    1. истор. тайные священнодействия в Греции и Риме, совершались как часть государственных культов или как обряд религиозных обществ и частных лиц

    2. в Западной Европе — средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    • элевсинские мистерии
    • вакхические мистерии

Википедия

  • Мисте́рия (от лат. ministerium «церемония») — один из жанров европейского средневекового театра, основанный на религиозных сюжетах. Как правило, сюжет средневековой мистерии брался из Библии или Евангелия и разыгрывался в виде живых картин, сопровождавшихся антифонным пением. Среди сюжетов мистерий встречались такие как Сотворение, Адам и Ева, убийство Авеля и Страшный суд. С середины XV века мистерии стали наращивать объём. Часто они исполнялись вместе в циклах, которые могли длиться в течение нескольких дней. Так, в «Мистерии о Деяниях Апостолов» более 60 тысяч стихов, а её представление в Бурже в 1536 году длилось, по свидетельствам, 40 дней. В текстах мистерий нередко делались пометки, что в данном месте следует вставить фарсовую пьеску. Средневековые хроники иногда упоминают о том, что одновременно с мистерией исполнялся и фарс (например, фарс «Мельник, чью душу в ад черт уволок» шёл в 1496 году одновременно с «Мистерией о святом Мартине» и «Моралите о слепом и хромом»).

    Этимология слова восходит к греческому греч. μυστήριον — «таинство, тайное священнодействие», некоторые источники предполагают происхождения слова от латинского слова ministerium, означавшего не только «церемония», но и «ремесло», поскольку мистерии нередко финансировались средневековыми ремесленными гильдиями.

    История мистерий как театрального жанра по-разному сложилась в странах Европы. Если в Италии мистерия естественным образом отмерла, уступив место другим жанрам, то в ряде других стран она была запрещена во времена Контрреформации; в частности, во Франции — 17 ноября 1548 года приказом парижского парламента; в протестантской Англии в 1672 году мистерию запретил епископ Честера, а через три года запрещение повторил архиепископ Йорка. В католической Испании мистериальные представления продолжались до середины XVIII века, их сочиняли и Лопе де Вега, и Тирсо де Молина, и Кальдерон де ла Барка, Педро, и лишь в 1756 году мистерии были официально запрещены указом короля Карла III.

    Попытки возрождения мистерии как театрального жанра предпринимаются с середины XX века по настоящее время. Например, образец мистерии оставил композитор Луиджи Даллапиккола («Иов», 1950).