Что такое «натюрморт»: значение слова в словарях и простыми словами
Сколько значений имеет слово натюрморт?
В толковых словарях русского языка слово «натюрморт» имеет несколько значений. Вот основные:
-
НАТЮРМО́РТ, -а, м. Жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей (предметов, цветов, фруктов, снеди и т. д.), а также картина, рисунок с таким изображением. Взялась за натюрморт — горящая свеча в медном подсвечнике возле раскрытой книги. Мне хотелось передать тишину одинокого чтения. Каверин, Перед зеркалом.
[Франц. nature morte — буквально «мертвая природа»]
натюрморт м.
1. Жанр в изобразительном искусстве (главным образом в живописи и графике), посвященный изображению крупным планом неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи и т.п.
2. Картина с таким изображением.
НАТЮРМОРТ, а, м. Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари.
| прил. натюрмортный, ая, ое.
НАТЮРМ’ОРТ, натюрморта, ·муж. (·франц. nature morte — мертвая природа) (живоп.).
1. только ед. Изображение в живописи неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. (кроме пейзажа и человеческих трупов). Натюрморт — специальность этого художника.
2. Самая картина с таким изображением. Художник написал прекрасный натюрморт.
-
натюрмо́рт
1. искусств. жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению неодушевлённых предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов и т. п.)
2. произведение, созданное в этом жанре, картина с изображением неодушевлённых предметов
-
Натюрмо́рт (от фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта (см. vanitas). Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.