Значение слова «обертон»

Определение слова обертон в словарях русского языка, а также примеры его употребления

Словарь русского языка (МАС)

  • ОБЕРТО́Н, -а, м. Муз. Призвук, дополнительный (более высокий) тон, придающий основному тону особый оттенок или особое качество звучания.

    [Нем. Oberton]

Толковый словарь Ефремовой

обертон м.

Дополнительный, более высокий тон, сопровождающий основной и придающий ему особый оттенок, тембр; призвук.

Толковый словарь Ожегова

ОБЕРТОН, а, м. (спец.). Дополнительный тон, придающий основному звуку особый оттенок или тембр.

| прил. обертонный, ая, ое.

Толковый словарь Ушакова

ОБЕРТ’ОН, обертона, ·муж. (·нем. Oberton) (физ. муз.). Призвук, дополнительный тон, придающий основному тону особый оттенок или качество звучания; тембр.

Викисловарь

  • оберто́н

    1. муз. дополнительный гармонический призвук, входящий в состав любого музыкального звука (преобладание верхних или нижних обертонов придаёт звучанию любого инструмента или голоса специфическую тембровую окраску)

    2. физ. синусоидальная составляющая периодического колебания сложной формы с частотой, более высокой, чем основной тон

Википедия

  • Оберто́ны (нем. ober — высокий, Ton — звук) в акустике — призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов выше основного тона (отсюда название). Наличие обертонов обусловлено сложной картиной колебаний звучащего тела (струны, столба воздуха, мембраны, голосовых связок и т. д.): частоты обертонов соответствуют частотам колебания его частей.

    Обертоны бывают гармоническими и негармоническими. Частоты гармонических обертонов больше частоты основного тона в 2, 3, 4, 5 и т. д. раз (кратность равна натуральному числу). Гармонические обертоны вместе с основным тоном называются гармониками и образуют натуральный звукоряд:

    В реальных физических ситуациях (например, при колебаниях массивной и жесткой струны) частоты обертонов могут заметно отклоняться от величин, кратных частоте основного тона — такие обертоны называются негармоническими. Присутствие негармонических обертонов в колебаниях струн музыкальных инструментов приводит к феномену неточного равенства между рассчитанными частотами равномерно темперированного строя и реальными частотами правильно настроенного фортепиано (см. Кривые Рейлсбека).

    Ввиду исключительной важности для музыки именно гармонических обертонов (и относительной малозначимости негармонических) вместо «гармонический обертон» в музыкально-теоретической (но не в физической) литературе часто пишут «обертон» без каких-либо уточнений.

    Обертон может быть колебанием частей звучащего тела, выраженных как аликвотными дробями (1/2, 1/3, 1/4 и т. д.), так и неаликвотными (например, при колебании звучащего элемента ударного инструмента с неопределённой высотой звука, такого как там-там). Количество и характер обертонов влияют на тембр инструмента. Каждый обертон имеет порядковый номер, обозначающий, какая часть струны колеблется. Звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов, называется натуральным (обертоновым) звукорядом.

    Начальные 10 обертонов прослушиваются по высоте и сливаются друг с другом в аккорды. Остальные прослушиваются плохо или не прослушиваются вообще.

Примеры употребления

Предложения со словом обертон

  • Любые! – раздался высокий, с металлическими обертонами голос из затемнённого угла зала.