Что такое «олеография»: значение слова в словарях и простыми словами

Сколько значений имеет слово олеография?

В толковых словарях русского языка слово «олеография» имеет несколько значений. Вот основные:

Словарь русского языка (МАС)

  • ОЛЕОГРА́ФИЯ, -и, ж.

    1. Устарелый способ воспроизведения картин, исполненных масляными красками.

    2. Копия, полученная таким способом. Над ними [ружьями] висят в рамках олеографии и гравюры, изображающие в грубом, наглядном виде всю солдатскую науку. Куприн, Ночная смена.

    [От лат. oleum — растительное масло и греч. γράφω — пишу]

Толковый словарь Ефремовой

олеография ж.

1. Воспроизведение способом многокрасочной литографии картин масляной живописи.

2. Копия с картины, полученная таким способом.

Толковый словарь Ожегова

ОЛЕОГРАФИЯ, и, ж. Применявшийся в 19 в. способ многокрасочной литографии с картины, писанной масляными красками.

| прил. олеографический, ая, ое.

Толковый словарь Ушакова

ОЛЕОГР’АФИЯ, олеографии, ·жен. (от ·лат. oleum — масло и ·греч. graph — пишу).

1. только ед. Способ печатания хромолитографических копий с картин, писанных масляными красками (спец.).

2. Копия, полученная таким способом. На стене висели олеографии.

3. Красочная картина грубой работы (·пренебр. ).

Викисловарь

  • олеогра́фия

    1. способ многокрасочного литографического воспроизведения живописных картин, распространённый в XIX веке

    2. многокрасочная копия, репродукция, напечатанная таким способом

Википедия

  • Олеогра́фия (от лат. oleum — масло и др.-греч. γράφω — пишу, рисую) — вид цветного полиграфического воспроизведения картин, выполненных масляными красками, самый распространённый во второй половине XIX века способ репродукции живописи.Для получения олеографии применялся многокрасочный способ литографского воспроизведения картин. Для большего сходства изображения с оригиналами типографские оттиски лакировали и подвергали рельефному тиснению, в результате которого получалась имитация поверхности холста и рельефных мазков масляной краски. Нередко олеография, вследствие технологической примитивности, огрубляла и искажала оригинал.

    В более широком смысле сам по себе термин «олеография» использовался в XIX веке для обозначения любой цветной литографии, без технологических различий. В более опосредованной (отчасти, пренебрежительной) форме он удержался также и в искусствоведении первой половины XX века, когда о каком-либо художнике хотели сказать, что его живопись слаба и подражательна, плохо решена по композиции и по цвету, по сути — всего лишь «раскрашенная графика», — олеография. Это употребление слова скорее можно отнести к области профессионального жаргона критиков и музейных работников. Тем не менее, читая критические или теоретические работы об искусстве, необходимо понимать различие между двумя значениями этого слова: прямым и переносным.