Что такое «паровоз»: значение слова в словарях и простыми словами

Сколько значений имеет слово паровоз?

В толковых словарях русского языка слово «паровоз» имеет несколько значений. Вот основные:

Словарь русского языка (МАС)

  • ПАРОВО́З, -а, м. Локомотив с паровым двигателем, предназначенный для тяги поездов по железной дороге. Издали показался паровоз — тот самый, который должен был повести состав. Казакевич, Дом на площади.

Викисловарь

  • парово́з I

    1. ж.-д. локомотив, использующий в качестве двигателя паровую машину Паровоз засвистел, начал тормозить. Паустовский, «Дорожные разговоры», 1943 г. Паровозы пыхтели, испуская клубы пара и осыпая искрами рельсовый путь. Э. Г. Казакевич, «Звезда», 1946 г. (цитата из НКРЯ) Паровоз пускает под себя мощную струю отработанного пара — и по пару, по пару… Василий Шукшин, «Печки-лавочки», 1970–1972 гг. г. (цитата из НКРЯ)

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    • бежать впереди паровоза
    • дымить как паровоз
    • продолжать ездить на паровозе
    • пыхтеть как паровоз
  • парово́з II

    1. карт. в преферансе — приём, позволяющий отдать заказавшему неудачный мизер (

  • парово́з III

    1. сленг способ курения наркотиков, когда один курильщик выдувает дым в рот другому Кондукторы, матросы забивают папиросы // И по кругу раздают друг другу паровозы. Децл, «Лигалайз»

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    • задуть паровоз
    • задуть паровоза

Википедия

  • Парово́з — автономный локомотив с паросиловой установкой, использующий в качестве двигателя паровые машины. Паровозы были первыми передвигающимися по рельсам транспортными средствами, само понятие локомотив появилось гораздо позже и именно благодаря паровозам. Паровоз является одним из уникальных технических средств, созданных человеком, и роль паровоза в истории трудно переоценить. Так, благодаря ему появился железнодорожный транспорт, и именно паровозы выполняли основной объём перевозок в XIX и первой половине XX века, сыграв колоссальную роль в подъёме экономики целого ряда стран. Паровозы постоянно улучшались и развивались, что привело к большому разнообразию их конструкций, в том числе и отличных от классической. Так, существуют паровозы без тендера, без котла и топки, с турбиной в качестве двигателя, с зубчатой трансмиссией. Однако с середины XX века паровоз был вынужден уступить более совершенным локомотивам — тепловозам и электровозам, которые существенно превосходят паровоз по экономичности. Тем не менее, паровозы ещё продолжают работать, водя поезда, а в ряде стран они и поныне продолжают работать на магистралях.