Словарь русского языка (МАС)
-
РАСЧА́ЛКА, -и, род. мн. -лок, дат. -лкам, ж. Тех.
1. Действие по знач. глаг. расчалить—расчаливать.
2. Стальной трос, проволока, оттянутые в каком-л. направлении, чтобы удержать сооружение в определенном положении.
В толковых словарях русского языка слово «расчалка» имеет несколько значений. Вот основные:
РАСЧА́ЛКА, -и, род. мн. -лок, дат. -лкам, ж. Тех.
1. Действие по знач. глаг. расчалить—расчаливать.
2. Стальной трос, проволока, оттянутые в каком-л. направлении, чтобы удержать сооружение в определенном положении.
расчалка ж.
Механическая тяга в виде троса, проволоки или стержней, применяемая для сохранения отдельных частей сооружения в определённом положении; растяжка II
РАСЧ’АЛКА, расчалки, ·жен. (тех.).
1. только ед. Действие по гл. расчалить-расчаливать.
2. Стальной трос, проволока, сохраняющие соединяемые части в определенном положении.
1. действие по значению гл. расчалить
2. техн. механическая тяга в виде троса, проволоки или стержней, применяемая для сохранения отдельных частей сооружения в определённом положении ◆ При появлении складок тонкая стенка работает как совокупность большого числа диагональных расчалок, которые принимают на себя срезывающие усилия подобно внешним расчалкам крыла расчалочного моноплана. «Авиационно-космические конструкции» // «Энциклопедия Кругосвет», 2019 г.
Расча́лка — тонкий трос, стальная проволока, оттянутая в каком-либо направлении для соединения частей конструкции в определённом положении. В авиации расчалки применяются для придания жёсткости крылу, ферме. Расчалки соединяют узлы усиленных нервюр с лонжеронами, образуя с лонжеронами и нервюрами горизонтальную ферму крыла. Часто используются в сочетании с раскосами (подкосами), стойками. Наиболее распространены в конструкции бипланов (Ан-2, По-2), трипланов (Sopwith Triplane), некоторых монопланов (Fokker E.I).
Многие самолёты, построенные в 1910-1920-х годах, имели исключительно тонкие крылья. В те годы считалось, что требуемая подъёмная сила может быть достигнута только на очень тонких, плоских или слегка изогнутых аэродинамических поверхностях. Такое тонкое крыло, подобное тонкой пластине, изгибается под действием даже небольшой нагрузки. Для того, чтобы обеспечить требуемые жёсткость и прочность, крыло стали подкреплять наружными расчалками.
В крыле различают ленты-расчалки лобовые, работающие в полёте, и обратные, работающие от инерционных сил при посадке.