Что такое «рококо»: значение слова в словарях и простыми словами
Сколько значений имеет слово рококо?
В толковых словарях русского языка слово «рококо» имеет несколько значений. Вот основные:
Словарь русского языка (МАС)
-
РОКОКО́, нескл., ср. Архитектурный и декоративный стиль, возникший в первой половине 18 в. во Франции, отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом. Мебель в стиле рококо. □ Весь стиль рококо --- имел черты какой-то мелочности, бонбоньерочности, искусственности, фривольности, легкомыслия. Луначарский, История западноевропейской литературы.
[Франц. rococo]
Толковый словарь Ефремовой
рококо
I нескл. ср.
Архитектурный и декоративный стиль XVIII в., возникший во Франции, отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом; рокайль II
II неизм. прил.
Отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом; рокайль III (об архитектурном и декоративном стиле).
Толковый словарь Ожегова
РОКОКО.1. нескл., м. и ср. Стиль в искусстве 18 в., отличающийся изысканной сложностью форм и причудливыми орнаментами.
2. неизм. Характеризующийся таким стилем, выполненный в таком стиле. Архитектура р. Мебель р.
Толковый словарь Ушакова
РОКОК’О, нескл., ·муж. и ср. (·франц. rococo) (архит., иск.). Архитектурный и декоративный стиль 17-18 ·вв., достигший полного своего развития во Франции при Людовике XV и отличающийся изысканной сложностью форм, причудливыми орнаментами. Постройка в стиле рококо.
Викисловарь
-
рококо́ I
1. искусств. стиль в архитектуре и искусстве XVIII века, возникший во Франции и отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом ◆ В рококо почти нет прямых линий.
-
рококо́ II
1. относящийся к стилю рококо I; выполненный в этом стиле
Википедия
-
Рококо́ (фр. rococo от rocaille «скальный») — термин, вошедший в употребление в середине XVIII века; его использовали с негативным оттенком. В XIX в. стиль рококо неправомерно считали продолжением стиля барокко или даже «высшей стадией искусства барокко». Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в.), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715—1722). Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Наиболее известным художником периода Регентства во Франции является Антуан Ватто, творчество которого весьма затруднительно отнести к стилю рококо.
В переходный период Регентства после безумств Большого стиля Людовика XIV, скончавшегося в 1715 г., искусство переместилось от дворцовых празднеств Версаля в камерные салоны и гостиные парижской знати. Второй причиной камерности «стиля рокайля» является происхождение основного декоративного элемента от растительного завитка; этимологически термин «скальный» также связан с декором гротов и парковых павильонов Версаля и Марли. В отличие от барочных картушей, волют, раскреповок антаблемента, завиток рокайля носит атектоничный и деструктивный характер. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Б. Ф. Растрелли). Рококо — оригинальное французское изобретение, выпадающие из основной линии эволюции больших постренессансных архитектурных стилей: классицизм — барокко — неоклассицизм. Ещё одна особенность заключается в том, что даже в Париже стиль рококо формируется в 1740-х гг. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего «стиля Людовика XV» и периодом правления Людовика XVI (1774—1792). В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Так Д. Дидро называл этот стиль «временем испорченного вкуса».
Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель («хрящ») и ормушль («ушная раковина»). Один из наиболее ранних случаев употребления терминов «рокайль и картель» — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г. (иллюстрации см. ниже). Также находим их в письме (7 апреля 1770 г.) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Это письмо также отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70-х гг.: «…поскольку Е. И. В. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям…» (цит. по документу из РГИА).
Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. (это направление получило наименование «греческого вкуса»; предметы этого стиля часто неверно принимают за «позднее рококо»), так называемый рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия. Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры.
В 1960-70-е годы в отечественном искусствознании была распространена концепция рококо как результата измельчания барокко: «Вступая в фазу рококо, эмблематика всё больше утрачивает самостоятельное значение, и становится частью общего декоративного убранства, наряду с нимфами, наядами, рогами изобилия, дельфинами и тритонами […] „Амуры божества любви“ превращаются в — putti — рококо».