Что такое «тарантелла»: значение слова в словарях и простыми словами

Сколько значений имеет слово тарантелла?

В толковых словарях русского языка слово «тарантелла» имеет несколько значений. Вот основные:

Словарь русского языка (МАС)

  • ТАРАНТЕ́ЛЛА, -ы, ж.

    1. Итальянский народный танец в быстром темпе, а также музыка к этому танцу. Танцевать тарантеллу.Случалось ему также играть молдаванский джок, и итальянскую тарантеллу, и вальсы. Куприн, Гамбринус.

    2. Музыкальное произведение в темпе такого танца. Тарантелла Листа.

    [Итал. tarantella]

Толковый словарь Ефремовой

тарантелла ж.

1. Итальянский народный танец в быстром темпе.

2. Музыка к такому танцу.

3. Музыкальное произведение в темпе и характере такого танца.

Толковый словарь Ушакова

ТАРАНТ’ЕЛЛА [тарантэлла], тарантеллы, ·жен. (·итал. tarantella).

1. Итальянский народный танец в быстром оживленном темпе.

2. Музыкальная пьеса в темпе и характере этого танца. Тарантелла Шопена.

Викисловарь

  • таранте́лла

    1. итальянский народный танец в быстром темпе

    2. музыка к такому танцу

    3. музыкальное произведение в темпе и характере такого танца

Википедия

  • Таранте́лла (итал. Tarantella) — итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина (он же бубен) и кастаньет (в Сицилии), музыкальный размер — 6/8, 3/8. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с XV века в течение двух столетий тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название паука тарантул, также как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто). «Таково очевидно происхождение судорожных и иных средневековых эпидемий, известных под названием пляски св. Витта и св. Иоанна, народного танца в Италии, носящего название тарантеллы».

    В связи с этим в XVI веке по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура (в ранних образцах — и в двухдольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.

    Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.

    На балетной сцене тарантелла стала популярной благодаря балету Казимира Жида «Тарантул» (1839), поставленному в парижской Опере специально для Фанни Эльслер. В 1964 году виртуозное па-де-де на музыку тарантеллы Готшалка поставил хореограф Джордж Баланчин.