Значение слова «тварь»

Определение слова «тварь» в словарях русского языка, а также примеры его употребления

Словарь русского языка (МАС)

  • ТВАРЬ, -и, ж.

    1. Устар. и прост. Живое существо. Твари земные. Бессловесные твари (животные). □ Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. Пушкин, Евгений Онегин. — Ужа нельзя убивать ---. Он хоть по виду змея, а тварь тихая, безвинная. Чехов, Степь. | в знач. собир. — Он добрый, Николай, — собак любит, мышей и всякую тварь. М. Горький, Мать.

    2. Прост. О подлом, мерзком человеке. — А теперь, Алеша, всю правду чистую тебе одному скажу, чтобы ты видел, какая я тварь! Достоевский, Братья Карамазовы. — Вы думали, что я подлец? продажная тварь? Иуда? Гладков, Энергия. || Употребляется как бранное слово. — Вера Никитишна с кем-то бранится: «Тварь! Дрянь этакая! Черт!» Чехов, Женское счастье.

    Всякой твари по паре — о смешанном, пестром составе кого-л. (из библейского рассказа о Ноевом ковчеге, в который Ной взял по одному самцу и одной самке от всех животных).

Толковый словарь Ефремовой

тварь

I ж.

Любое живое существо.

II ж.

1. простореч. Подлый, мерзкий, отвратительный, презираемый человек.

2. Употребляется как порицающее или бранное слово.

Толковый словарь Ожегова

ТВАРЬ, и, ж.

1. также собир. Всякое живое существо (устар.). Бессловесная т. (о животном, животных). Всякой твари по паре (погов.: всех понемногу; разг. шутл.).

2. Недостойный, подлый человек (прост. презр.).

Толковый словарь Ушакова

ТВАРЬ, твари, ·жен.

1. Живое существо (·первонач. в религиозных представлениях — то, что сотворено богом) (·книж. ·устар. ). «Когда вселенную Юпитер населял и заводил различных тварей племя, то и осел тогда на свет попал.» Крылов. «Всякий человек — живая тварь.» А.Островский.

| только ед., собир. Совокупность всех живых существ (·книж. ·устар. ). «Вся тварь разумная скучает: иной от лени, тот от дел.» Пушкин. «Мне тварь покорна там земная.» Лермонтов.

2. Презрительно или бранное обозначение человека (·разг. ·фам., ·вульг. ). «Тут просто хлыст надо, иначе ничем не возьмешь с этой тварью!» Достоевский. «- Наглая... тварь! потаскушка! Я покажу тебе, мерзавка.» Лейкин.

| только ед. То же — собир. «Секретари его все хамы, все продажны, людишки, пишущая тварь.» Грибоедов.

Всякой твари по паре (·разг. ·шутл.) — о смешанном, пестром составе какой-нибудь людской группы, толпы, общества (от библейского сказания о Ноевом ковчеге, в который Ной взял с собой по одному самцу и одной самке от всех животных для сохранения жизни на земле после потопа). «Вагон битком набит: тут и дамы, и военные, и студенты, и курсистки — всякой твари по паре.» Чехов.

Викисловарь

  • тварь

    1. живое существо, создание Намерение установленных наказаний не то, чтоб мучити тварь, чувствами одарённую; они на тот конец предписаны, чтоб воспрепятствовать виноватому, дабы он вперед не мог вредить обществу, и чтоб отвратить сограждан от соделания подобных преступлений. Екатерина II, «Наказ Комиссии о составлении проекта нового Уложения», 1767 г. (цитата из НКРЯ)

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    • всякой твари по паре

Википедия

  • Тварь, творе́ние (др.-греч. κτίσις, κτίσεως, лат. creatura) — любой объект, который существует в мире. Термины «тварь» и «творение» однокоренные слова с глаголом «творить». В философии идеализма и в религиозном мировоззрении принимается концепция креационизма; по этой причине всё что существует в мире, как одушевленное, так и неодушевленное, сотворено Богом: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Сам Бог никем не сотворён, а был всегда; поэтому лишь только один Бог, не имеющий начала, не является тварью. Тварь это создание, Бог же — не создан, а сам является Создателем или Творцом.

    Тварь может быть неодушевленной: солнце, луна, камень, вода, растение и т. п.; так и одушевленной: ангел, человек, животное.

    Слово «тварь» используется в значении религиозного мировоззрения: в философии идеализма, в русской христианской литературе (например, в Синодальном переводе Библии), в русской художественной литературе XIX века.

    Григорий Палама в своих сочинениях использует производный термин от слова «тварь» — «др.-греч. ἄκτιστος» — «нетварный» по отношению к Фаворскому свету и благодати.