Словарь русского языка (МАС)
-
ТЕ́МПЕРА, -ы, ж.
1. Краски, приготовленные на яичном желтке или на смеси клеевого раствора с маслом.
2. Живопись, произведение живописи, выполненное такими красками и в технике таких красок.
[Итал. tempera]
В толковых словарях русского языка слово «темпера» имеет несколько значений. Вот основные:
ТЕ́МПЕРА, -ы, ж.
1. Краски, приготовленные на яичном желтке или на смеси клеевого раствора с маслом.
2. Живопись, произведение живописи, выполненное такими красками и в технике таких красок.
[Итал. tempera]
темпера ж.
1. Краски, приготовленные на натуральных эмульсиях (желтке, мёде и т.п.) или на смеси клеевого раствора с маслом.
2. Произведение, выполненное такими красками и в технике таких красок.
ТЕМПЕРА [тэ], ы, ж.
1. собир. Краски, растёртые на эмульсии.
2. Картина, выполненная такими красками.
| прил. темперный, ая, ое.
Т’ЕМПЕРА [тэмпера], темперы, ·жен., а также нескл. (·итал. tempera) (живоп.).
1. Минеральные краски, тертые на яичном желтке, жидком клее, меде и иных эмульсиях, употр. в живописи до изобретения масляных красок и снова вошедшие в употребление в новейшее время в несколько измененном составе. Картина, писанная темпера (или темперой).
2. только нескл. Картина, писанная такими красками. Выставка темпера.
1. искусств. краска (краски), приготовляемая на основе сухих порошковых натуральных пигментов и(или) их синтетических аналогов, а также техника живописи, использующая такие краски ◆ Темпера дает одновременно возможность сразу покрывать большие поверхности, а с другой стороны ― рисовать длинными топкими непрерывными линиями кисти, наполненной жидкой красящей влагой. В.А.Солоухин, «Письма из Русского музея», 1966 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Темпера и масляные краски различаются характером связующего вещества: для темперы это яйцо, для масла ― растительные масла. С. А. Еремеева, «Лекции по истории искусства», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
2. произведение, выполненное такими красками и в технике таких красок ◆ Последняя картина ― темпера, мерцающая золотистой гаммой, как и написанный несколько раньше «Небесный бой», принадлежит к самым пленительным рериховским грезам. С. К. Маковский, «Врубель и Рерих», 1921 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В данном случае выполненное в технике темперы живописное панно, занимающее огромное пространство стены гостиной комнаты 〈…〉, задает спокойствие и умиротворенность, располагает к отдыху и неторопливым беседам перед камином в узком семейном или дружеском кругу. Геометрия больших объемов (2003), «Мир & Дом. Санкт-Петербург», 2003.10.15 г. (цитата из НКРЯ)
Те́мпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры).
В наше время, после написания картины темперой её не покрывают лаком, благодаря этому работы получают фактуру, схожую с бархатом. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, более устойчивы к внешним факторам и дольше сохраняют изначальную свежесть в отличие от работ, выполненных маслом.Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.
Темперные краски — одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV—XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.
В настоящее время промышленным способом изготавливаются четыре вида темперы: казеиново-масляная (связующим является водная эмульсия казеина с высыхающим растительным маслом), поливинилацетатная (ПВА, связующее — водная дисперсия на основе поливинилацета), акриловая (связующее — водная дисперсия на основе полиакрилатов) и воско-масляная (воско-масляная композиция с водными ПАВ — поверхностно-активными веществами). При высыхании темпера изменяет тон и цвет — некоторые краски темнеют, другие высветляются. Поверхность произведений, выполненных в этой технике, матовая, бархатистая. Для защиты от влияния окружающей среды (например, копоти от горящих свечей) поверхность картин (икон) покрывали масляным лаком или олифой. Яичная (желтковая) темпера из-за медленно твердеющих яичных масел (которым требуется постоянный контакт с кислородом воздуха для полимеризации) лаком покрывается не сразу после окончания произведения. Так, сохранилось письмо Дюрера, в котором он предупреждает заказчика не покрывать лаком отправленную к нему только что написанную картину[какую?]. Он приедет через несколько месяцев, сам покроет её лаком и гарантирует сохранность в 300 лет.Акриловая темпера (называемая часто просто «акрил») в зависимости от бренда может быть матовой, полуматовой или глянцевой. Глянцевая разновидность акрила минимально изменяется по тону и цвету, приближается по своему восприятию к масляным краскам и не требует защитного лака. Воско-масляная темпера разбавляется и водой, и растворителем (скипидар, уайт-спирит). Темпера этого типа имеет в своем составе достаточно эффективные ПАВ, которые в первые дни после нанесения на поверхность (палитра, холст, картон и т. п.) после высыхания позволяют легко растворить и смыть краску водой. С одной стороны, это удобно (можно смыть засохшие краски с палитры и кистей; смыть засохший акрил достаточно сложно), с другой стороны, ведение многослойной живописи требует внимательности и осторожности. Рисунок, сделанный один-два дня назад, очень легко растворяется водой при нанесении последующих слоев краски. Через 20-30 дней краска полимеризуется, становится нерастворимой в воде. При натирании шерстяной тканью поверхность красочного слоя приобретает небольшой блеск за счет мельчайших частиц выделившегося воска.
Высохшая казеино-масляная темпера водостойка, но при этом остается проницаемой для газов и влаги, то есть «дышит». Поэтому она используется для настенных росписей в монументальной живописи, где избыточная влага, оставшаяся в кирпичной или каменной кладке стен после строительства, будет со временем испаряться сквозь роспись. Хотя после высыхания казеина краска становится нерастворимой в воде, процесс полимеризации масла продолжается длительное время.
В магазинах предлагается широкий ассортимент сухих пигментов для самостоятельного приготовления из них темперных красок.
Темпера по левкасу на деревянной основе с использованием натуральных пигментов — традиционная техника иконописи, при которой используется краска, приготовленная на желтке или смеси желтка с прокипячённым маслом или масляным лаком. Техника работы древнерусских иконописцев нашла своё продолжение в творчестве мастеров лаковой миниатюры (Палех, Мстёра, Холуй). Современные художники также выбирают для своего творчества темперу. Дмитрий Жилинский отмечал: «С 1964 года я пишу темперой. Почти все мои значительные вещи написаны на ДСП по левкасу, небольшие пейзажи, портреты на картоне — оргалит».
Настенные росписи по свеженанесённой известковой штукатурке проводят с использованием водных растворов пигментов без добавления связующего элемента (его заменяет известь), а после, по необходимости, заканчивают роспись темперой.