Что такое «терма»: значение слова в словарях и простыми словами

Сколько значений имеет слово терма?

В толковых словарях русского языка слово «терма» имеет несколько значений. Вот основные:

Словарь русского языка (МАС)

  • Терма́ (тиб. གཏེར་མ་, Вайли gter ma) — тайные сокровища, содержащие важные тантрийские тексты и разные предметы, относящиеся к ритуальной практике Ваджраяны, скрытые Падмасамбхавой, его супругой и другими видными буддийскими учителями в VIII—IX веках нашей эры в Тибете, и предназначенные для грядущих поколений. В предисловии к книге «Самоосвобождение благодаря видению обнаженной осознанностью» Намкай Норбу Ринпоче пишет: В восьмом веке нашей эры Гуру Падмасамбхава, учитель из страны Уддияна, которому принадлежит основная заслуга в утверждении учений буддийской Тантры в Тибете и начало линии Ньингма, дал группе своих учеников множество обширных и глубоких учений, имеющих отношение как к Тантре, так и к Дзогчену. Но поскольку тибетцы не были готовы воспринять все эти учения, многие из которых были предназначены, скорее, для грядущих поколений, то, следуя указанию Падмасамбхавы, его супруга, тибетская царевна Еше Цогьял, записала их и спрятала в разных местах по всей стране. Такие умышленно скрытые тексты называют «терма», или потаённые сокровища. Людей, которые входили в ту первоначальную группу учеников Падмасамбхавы и родились позднее, чтобы обнаружить эти тексты, называют тертонами — открывателями кладов. В последующие века, включая и нынешнее время, появление терма и тертонов считается источником нескончаемого блага и потока благословения для тибетского народа и буддийских практиков во всём мире. Оно являет собой непрекращающееся откровение высших учений Тантры и Дзогчена. Существует два основных вида терма — сатэр (sa gter), или терма земли, и гонгтэр (dgongs gter), или терма ума. Терма земли обычно находят в скалах, озёрах и они содержат некую материальную субстацию, например, жёлтый свиток с символическими письменами дакини, ваджру или статую. Терма ума содержатся в пространстве ума великого учителя-тертона, в так называемой «неразрушимой сфере» с тех пор, как этот учитель был учеником Гуру Ринпоче в прошлых жизнях. Известными тертонами были: Ньида Сангье — великий тертон XIV века. Карма Лингпа — его сын; в 15 лет он обнаружил в восточном Двагпо, на горе Гамподар, которая своей формой напоминает танцующее божество, сокровенные тексты глубоких учений, главным образом из цикла «Сабчо шитро гонгпа ранг-драп» или, иначе, «Карлинг шитро». Джигме Лингпа — открывший знаменитый цикл терма Лонгчен Ньингтиг. Чогьюр Лингпа — открывший множество символических и текстуальных терма (см. Чоклинг Терсар). Дуджом Лингпа — открывший цикл терма под названием Дуджом Терсар в двадцати томах.

Викисловарь

  • терма

    1. (в Древней Греции и Риме) баня

    2. горячий источник

    3. (в тибетском буддизме) сокрытое и вновь найденное учение

    4. (в астрологии) неравное деление знаков зодиака

Википедия

  • Терма́ (тиб. གཏེར་མ་, Вайли gter ma) — тайные сокровища, содержащие важные тантрийские тексты и разные предметы, относящиеся к ритуальной практике Ваджраяны, скрытые Падмасамбхавой, его супругой и другими видными буддийскими учителями в VIII—IX веках нашей эры в Тибете, и предназначенные для грядущих поколений.

    В предисловии к книге «Самоосвобождение благодаря видению обнаженной осознанностью» Намкай Норбу Ринпоче пишет:



    В восьмом веке нашей эры Гуру Падмасамбхава, учитель из страны Уддияна, которому принадлежит основная заслуга в утверждении учений буддийской Тантры в Тибете и начало линии Ньингма, дал группе своих учеников множество обширных и глубоких учений, имеющих отношение как к Тантре, так и к Дзогчену. Но поскольку тибетцы не были готовы воспринять все эти учения, многие из которых были предназначены, скорее, для грядущих поколений, то, следуя указанию Падмасамбхавы, его супруга, тибетская царевна Еше Цогьял, записала их и спрятала в разных местах по всей стране. Такие умышленно скрытые тексты называют «терма», или потаённые сокровища. Людей, которые входили в ту первоначальную группу учеников Падмасамбхавы и родились позднее, чтобы обнаружить эти тексты, называют тертонами — открывателями кладов. В последующие века, включая и нынешнее время, появление терма и тертонов считается источником нескончаемого блага и потока благословения для тибетского народа и буддийских практиков во всём мире. Оно являет собой непрекращающееся откровение высших учений Тантры и Дзогчена. Существует два основных вида терма — сатэр (sa gter), или терма земли, и гонгтэр (dgongs gter), или терма ума. Терма земли обычно находят в скалах, озёрах и они содержат некую материальную субстацию, например, жёлтый свиток с символическими письменами дакини, ваджру или статую. Терма ума содержатся в пространстве ума великого учителя-тертона, в так называемой «неразрушимой сфере» с тех пор, как этот учитель был учеником Гуру Ринпоче в прошлых жизнях.



    Известными тертонами были:

    Ньида Сангье — великий тертон XIV века.

    Карма Лингпа — его сын; в 15 лет он обнаружил в восточном Двагпо, на горе Гамподар, которая своей формой напоминает танцующее божество, сокровенные тексты глубоких учений, главным образом из цикла «Сабчо шитро гонгпа ранг-драп» или, иначе, «Карлинг шитро».

    Джигме Лингпа — открывший знаменитый цикл терма Лонгчен Ньингтиг.

    Чогьюр Лингпа — открывший множество символических и текстуальных терма (см. Чоклинг Терсар).

    Дуджом Лингпа — открывший цикл терма под названием Дуджом Терсар в двадцати томах.