Значение слова «урок»

Что такое урок в словарях русского языка? Определение и примеры употребления.

Урок это:

урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

Источник определения: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I м.

1.Учебная работа, задание, которые даются учащемуся для подготовки к следующему занятию.

2.Учебный час или иной промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия.

3. перен.Поучение, наставление, нравоучение. отт. разг. Наказание, возмездие за что-либо.

4.Наглядный пример, образец чего-либо. II м.

1.Опыт, знание, приобретенные в жизни, в труде.

2.Вывод, итог, могущий быть полезным на будущее.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

м.
1) Учебная работа, задание, которые даются учащемуся для подготовки к следующему занятию.
2) Учебный час или иной промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия.
3) а) перен. Поучение, наставление, нравоучение. б) разг. Наказание, возмездие за что-л. в) Наглядный пример, образец чего-л.
4) а) перен. Опыт, знание, приобретенные в жизни, в труде. б) Вывод, итог, могущий быть полезным на будущее.

Словарь Даля

см. урочить .

Словарь русского языка Ожегова

преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам Давать, брать уроки. Зарабатывать уроками. Частный у. урок учебная работа, заданная школьнику на дом Задать уроки. Сделать, приготовить уроки. Сидеть за уроками. Выучить у. урок нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего Уроки истории. Получить хороший у. Это ему у. на будущее. Извлечь у. урок Obs работа, заданная для выполнения в определенный срок Выполнить дневной у. урок учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. урока Учитель дает у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с

Современный толковый словарь, БСЭ

основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин).

Толковый словарь Ефремовой

урок м.
1) Учебная работа, задание, которые даются учащемуся для подготовки к следующему занятию.
2) Учебный час или иной промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия.
3) а) перен. Поучение, наставление, нравоучение. б) разг. Наказание, возмездие за что-л. в) Наглядный пример, образец чего-л.
4) а) перен. Опыт, знание, приобретенные в жизни, в труде. б) Вывод, итог, могущий быть полезным на будущее.

Однотомный большой юридический словарь

— по русской правде возмещение ущерба, который получал потерпевший из общей суммы штрафа.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

основная форма учебного процесса в сов. школе. Организационно У. характеризуется определённостью отводимого на него времени, постоянством состава учащихся, проведением по установленному расписанию, преимущественно в учебном классе (кабинете) и при коллективной форме обучения. Дидактически У. характеризуется единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности учителя и учащихся, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала. Как часть учебного процесса У. может содержать: организационный момент, восприятие, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение системы норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нём; контроль и самоконтроль учителя и учащихся. При этом на каждом У. целенаправленно решаются и задачи воспитания. Различают обычно следующие основные типы У.: организации восприятия и усвоения новых знаний; формирования навыков и умений; формирования опыта творческой деятельности (или проблемный У.); т. н. комбинирующий У. (объединяющий 2 или 3 первых типа). Традиционное выделение специальных У. для закрепления знаний и опроса учащихся неправомерно: то и другое реализуется при усвоении знаний, формировании умений и навыков и творческом применении знаний. Правильно организованному на У. учебно-воспитательному процессу свойственны черты, не зависящие от состава учащихся, учебного оборудования, личности учителя и др.: единство обучающей и воспитательской функции взаимодействия учителя и учащихся, содержания и средств обучения; активность учащихся; развитие познавательной самостоятельности (т. е. стремления и умения познавать новое в процессе творческого поиска); единство дидактической цели и подчинение ей отдельных элементов или частей У.; построение У. и его частей с учётом содержания образования, закономерностей усвоения учебного материала, методов обучения и места У. или его части в целостной системе обучения (теме, разделе, курсе). Обязательность этих черт, обеспечивающих эффективность У., отражает, с одной стороны, объективность процесса обучения, с другой v его зависимость от осознания учителем особенностей содержания, закономерностей усвоения и т.д. (субъективный аспект процесса обучения). Вместе с тем соблюдение предъявляемых к У. требований не ограничивает творчества учителя, свободы его методического почерка в соответствии с уровнем развития и особенностями групп учащихся. У. как форма коллективной, фронтальной работы с классом не исключает и групповой v при заданиях на самостоятельное усвоение и применение знаний; практических работах, требующих коллективных усилий; для усиления активности части учащихся и т.д. Групповые занятия в рамках У. являются определённой формой индивидуализации обучения наряду с индивидуальными заданиями, предоставлением учащимся свободного темпа для усвоения материала, программированием действий отдельных учащихся. Для усвоения содержания современных программ и смежного материала У. дополняется домашними заданиями, углубляющими знания учащихся, вырабатывающими у них навыки самостоятельной работы и самообразования.Лит.: Основы дидактики, под ред. Б. П. Есипова, М., 1967; Дидактика средней школы, под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткнна, М.,

1975. М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер.

Полный орфографический словарь русского языка

урок, -а

Викисловарь

учебный час, занятие по определённому предмету учебная работа, заданная ученику нечто поучительное, позволяющее сделать важные выводы для изменения своего поведения работа, заданная для выполнения в определённый срок , в Древней Руси — дань, имеющая определенные размеры, обусловленные договором, соглашением, и её разверстка среди данников

Где и как употребляется слово «урок»?

Кроме значения слова «урок» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «урок».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «урок» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «урок»

До начала первого урока оставалось меньше десяти минут, а в корпусе для старшеклассников, как обычно, стояла тишина.

– Испортили себе аппетит, – буркнула юная хозяйка дома. – Пойду-ка я лучше делать уроки.

Не было у него ни отца, ни братьев, ни сестёр, и он часто оставался один, потому что его матушка уходила давать уроки музыки, а по вечерам играла на детских праздниках.

Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «урок»

Синонимы к слову «урок»:

Разбор слова «урок»