-
ФУ́ГА, -и, ж. Муз.
1. Последовательное повторение одной музыкальной темы несколькими голосами. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой ---. Каждый инструмент --- играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно. Л. Толстой, Война и мир.
2. Музыкальное произведение, основанное на таком повторении. Фуги Баха.
[Итал. fuga]
фуга ж.
1. Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему.
2. Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов.
ФУГА, и, ж. (спец.). Музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами.
| прил. фуговый, ая, ое.
Ф’УГА, фуги, ·жен. (·итал. fuga, ·букв. бегство) (муз.). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. Четырехголосная фуга.
II. Ф’УГА, фуги, ·жен. (·нем. Fuge — скрепа.) (·стол. ). Паз, выемка в доске, выстроганная фуганком.
-
фу́га
1. муз. полифоническая музыкальная форма, включающая последовательное повторение одной музыкальной темы несколькими голосами
2. произведение, написанное в такой форме
3. спец. зазор, необходимый для беспрепятственного движения деталей мебели
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
фу́га
ФУГА ж. немецк. столярн. вдольный плотный стык двух досок. || Муз. сочиненье, в котором один голос выступает поочередно за другим, повторяя одно и то же. || Южн. малорос. вьюга, метель. Фуговать столярн. пригонять и склеивать две доски на ребро плотно, чисто. Фуговаться, страдат. Фугованье, фуговка, действ. по глаг. Фуганок, одинокий и двойной, рубанок в долгой колодке, для фуговки. Фуганочное железко. Не клей держит, а фуганок (т. е. пригонка).
-
Фу́га (лат. fuga «бег» от лат. fugere «бежать», «убегать») — композиционная техника и форма полифонической музыки, где общая мелодическая линия многоголосого произведения «перебегает» из одного его голоса в другой. В классической одно темной фуге несколько голосов, каждый из которых повторяет (имитирует) заданную тему.