Что такое «чет»: значение слова в словарях и простыми словами

Сколько значений имеет слово чет?

В толковых словарях русского языка слово «чет» имеет несколько значений. Вот основные:

Словарь русского языка (МАС)

  • ЧЁТ, -а, м. Разг. Четное число; противоп. нечет. [Иван Андреич:] Или вот дома-с. Надоело, что по фамилиям называются ---. Нумерами какими-то окрестили — налево чет-с, направо нечет-с! Салтыков-Щедрин, Сатиры в прозе.

    Чет и нечет — игра, состоящая в угадывании, четное или нечетное число предметов, очков и т. п. взято ведущим игру.

Толковый словарь Ушакова

ЧЁТ, чёта, мн. нет, ·муж. (·разг. ). Четное число. Чет и нечет (игра, состоящая в угадывании, четное или нечетное число предметов, очков взято ведущим игру).

Викисловарь

  • чёт

    1. разг. чётное число Вон завиднелись, зачернели вдали высокие бревенчатые вышки с пулеметами, поставленные по углам Сырецкого узилища; за ними восстают тугие дебри колючей проволоки, вон засерели сквозь колючку длинные дощатые бараки, ряды землянок ― свой номер каждая, как дом на улице, имеет, и нечет по левую руку, по правую ― чет. Сергей Самсонов, «Одиннадцать», 2010 г. (цитата из НКРЯ)

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    • чёт и нечет

Википедия

  • Чет — согласно частным родословцам ордынский военачальник Чет, выехавший из Золотой Орды в Москву при великом князе Иване Даниловиче Калите в 1330 году и крестившийся под именем Захария. Получил земельные наделы вблизи Костромы. Согласно легенде Захарию было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление им на этом месте был основан Ипатьевский монастырь .

    По мнению историков настоящая легенда возникла лишь в последней четверти XVI века и имеет серьезные хронологические проблемы.

    По версии Веселовского С. Б. род Захарии был исконно костромским родом, перешедшим на службу в Москву в 30-х годах XIV века в связи с получением Иваном Калитой великокняжеской власти. По его мнению Захария жил во второй половине XIII века и имел сына Александра (ум. 1304). Первым поступившим на службу в Москву был внук Захарии Дмитрий Александрович Зерно. Ипатьевский монастырь был основан в конце XIII века и изначально был вотчиным монастырем, расположенным на земельных уделах Захарии.

    Альтернативную версию русского происхождения Захарии Чета предложил историк Емельянов-Лукьянчиков М. А.. Он считает, что Захария Чет был представителем древнего боярского рода, служившего галицко-волынскому князю Даниилу, и появился в Костроме в конце XIII века. Предполагается, что он же вывез Ипатьевскую летопись, которая значительно позже была обнаружена в Ипатьевском монастыре.

    Захария был родоначальником знатных русских дворянских фамилий: Годуновых, Сабуровых, Зерновых, Вельяминовых-Зерновых. Старшая линия потомков, Сабуровы, в конце XV столетия заняла место среди знатнейших родов московского боярства. Младшая, Годуновы, выдвинулась столетием позже, при Иване Грозном, во время опричнины .

    Захария и его сын Александр были погребены в Ипатьевском монастыре.