Значение слова «шайтан»

Определение слова «шайтан» в словарях русского языка, а также примеры его употребления

Словарь русского языка (МАС)

  • ШАЙТА́Н, -а, м.

    1. В мусульманской мифологии: злой дух, дьявол. Не дух коварства и обмана Манил трепещущим огнем, Не очи злобного шайтана Светилися в ущелье том. Лермонтов, Измаил-Бей.

    2. Прост. Употребляется как бранное слово. Пестерь долго смотрел в упор на Маркушку и наконец проговорил: — Што ты, шайтан, долго не помираешь? Мамин-Сибиряк, Дикое счастье. Директор сначала сделал вид, что испугался, а потом вздохнул с облегчением. — Уф, шайтан вы этакий! Вот обрушился на меня! Гладков, Клятва.

    [Тюрк. шайтан из араб.]

Толковый словарь Ефремовой

1.

шайтан м.

1. простореч. Коварный человек; дьявол I 1.

2. Употребляется как порицающее или бранное слово.

2.

Шайтан м.

Злой дух; Дьявол (в исламской мифологии).

Толковый словарь Ожегова

ШАЙТАН, а, м. В исламской мифологии: злой дух, дьявол. Ш. тебя побери! (то же, что чёрт тебя побери; прост.).

Викисловарь

  • Шайта́н

    1. религ. в исламе — злой дух из числа джиннов, демон, дьявол, чёрт

  • шайта́н

    1. религ. в исламе — злой дух из числа джиннов, демон, дьявол, чёрт Не дух коварства и обмана // Манил трепещущим огнем, // Не очи злобного шайтана // Светилися в ущельи том Лермонтов, «Измаил-Бей», 1832 г. В ауле говорили, что она знается с шайтаном, и сторонились ее. Л. А. Чарская, «Вторая Нина», 1909 г. (цитата из НКРЯ)

Толковый словарь Даля

шайта́н

ШАЙТАН м. татарск. черт, дьявол, бес, сатана. Астрх. стопар, заклев, храп, для задержки каната. Шайтанова скотина уф. коза (Наумов).

Википедия

  • Шайта́н (араб. شيطان‎ šayṭān — «заблуждение», «отдаление», мн. ч. شياطين‎ šayāṭīn «шайатин» от сев.-зап.-семитск. корня *śṭn «сатан» букв. «быть враждебным», «обвинение»; ср. ивр. ‏שָׂטָן‏‎ śāṭān, арам. סטנא soṭono, геэз śayṭān — «сатан(а)») — в исламском богословии представитель категории злых духов, враждебных Аллаху и людям. Способный принять облик человека. После Дня суда (киямат) шайтаны вместе со своим господином — Иблисом — обречены на адские муки. С помощью своих слуг Иблис совращает людей, отвлекает их от благочестивых дел и подбивает на совершение грехов. Шайтаны сотворены из огня или дыма и могут принимать различные внешние формы. Они могут порождаться Иблисом и живут группами в разных странах.

    Шайтаны могут иметь различные имена и, как Иблис, носят эпитет раджим («побиваемый»). «Слово шайтан синонимично библейскому термину сатана».

    Согласно исламским преданиям, шайтаны побуждали к грехам и ошибкам благочестивых людей и пророков, например пророка Юсуфа. Часть шайтанов когда-то подчинялась пророку Сулейману, но затем вернулась к своим делам. По сей день они мешают людям совершать молитвы и учат людей колдовству и магии. Они заставляют человека забывать Аллаха и подбивают совершать греховные поступки под видом благочестивых. Принято считать, что у каждого человека есть свой шайтан, как и свой ангел, которые ведут борьбу за сердце человека. Шайтаны стараются сбить человека с пути, используя его плотские стремления и желания удовольствий (нафс), а также такие качества, как гнев, злоба, зависть и т. д.

    Для того чтобы отогнать шайтана, достаточно призвать на помощь Аллаха. Мусульмане часто произносят формулу: «А’узу би-ллахи мина ш-шайтани р-раджим», или аяты Корана. Некоторые мусульманские богословы считают шайтанов самой строптивой и неверующей частью джиннов. Другие считают их особой категорией существ, которые, в отличие от джиннов, изначально обречены на неверие и наказание в аду. В Коране и в богословских сочинениях Иблис и шайтаны часто взаимозаменяются, так как шайтаны исполняют волю и приказы Иблиса. В доисламской Аравии шайтаны считались посредниками в общении с потусторонним миром прорицателей (кахин) и поэтов (ша’ир).