Что такое «шишига»: значение слова в словарях и простыми словами

Сколько значений имеет слово шишига?

В толковых словарях русского языка слово «шишига» имеет несколько значений. Вот основные:

Словарь русского языка (МАС)

  • ШИШИ́ГА, -и, ж. Обл.

    1. Леший, черт, нечистая сила. — Пристанут Коська с Ванькой, а сами шишиги боятся. Куда с ними доедешь! Неверов, Ташкент — город хлебный. На гари был у меня примечен чертик из обгорелого дерева, в сумерках он очень наших баб пугает, и все зовут его шишигой. М. Пришвин, Анчар.

    2. Употребляется как бранное слово. — Да ты чего, этово-тово, зубы-то скалишь, шишига! Мамин-Сибиряк, Три конца. — Не ори ты, шишига! Гладков, Энергия.

    720

Толковый словарь Ефремовой

шишига

I ж. местн.

Нечистая — по суеверным представлениям — сила в женском облике, живущая за печкой, в лесу, на болоте; кикимора I

II ж. местн.

1. Женщина, имеющая смешной, нелепый вид; шишимора II 1.

2. Употребляется как порицающее или бранное слово.

Викисловарь

  • шиши́га

    1. автомоб. жарг. грузовик ГАЗ-66 Мы дошли до того места, где в прошлый раз встретили застрявших на шишиге мужиков.

    2. устар. нечистый, сатана, бес, чёрт; злой кикимора или домовой, нечистая сила, которого обычно поселяют в овине; овинный домовой Шишига свадьбу играет Толковый словарь В. Даля Шишига его смутил. Толковый словарь В. Даля Так из лесу любая шишига выйдет, скажет, что брат, а сама потом косточки обгложет. Михаил Успенский, «Там, где нас нет», 1995 г. (цитата из НКРЯ)

    3. устар. рег. (вят.) шиш, праздный шалопай

Википедия

  • Шиши́га, шишо́к (муж. шиш, шишиган, шишимора-кикимора) — в мифологии русских крестьян нечистая сила, живущая за печкой, в лесу (лешачиха, леший) и на болоте (болотник), в бане (банник), в овине (овинный домовой); бес.

    В ивановских говорах шишигой называют разных «представителей» нечистой силы, а также знающихся с нечистой силой; в переносном смысле — несобранного, нерасторопного, медлительного человека.

    С волосами «шишом», то есть зачёсанными кверху, изображались бесы на древнерусских иконах. В русских говорах чёрта называли шиш, шишко.

    Этнограф Иосаф Железнов, опираясь на уральские предания, приводил пример того, что атаман Ермак Тимофеевич считался у казаков «полезным колдуном» и «имел в послушании у себя малую толику шишигов (чертей). Где рати не доставало, там он и выставлял их».

    В белорусских поверьях ше́шками назывались отдельные бестолковые вольные нечистики (нечистые духи), не связанные с кикиморой и другими.

    По преданиям обрусевших коми-зюздинцев Верхней Камы, шишига подобна русалке и сидит на берегу озера, расчёсывая свои волосы гребнем и заплетая их в косы:

    Один рыбак Зюздино-Воскресенского прихода, выйдя однажды на известное всем «чертово озеро» порыбачить, увидел «шишигу», которая сидела на кочке и заплетала свои волосы в косы. «Шишига», заметив мужика и испугавшись его, нырнула в воду, а гребень, которым чесала свои волосы, оставила на кочке. Рыбак подплыл к кочке на лодке, взял гребень, оставленный «шишигою» и принес его к себе в избу. В тот же день, лишь только смеркалось и все семейство рыбака улеглось спать, послышалось постукивание в дверь и голос «шишиги», жалобно умолявшей рыбака вернуть ей гребень. Рыбак отворил окно и выбросил гребень. Схватила его проворно «шишига» и исчезла.