Что такое «шумовик»: значение слова в словарях и простыми словами

Сколько значений имеет слово шумовик?

В толковых словарях русского языка слово «шумовик» имеет несколько значений. Вот основные:

Словарь русского языка (МАС)

  • ШУМОВИ́К, -а́, м.

    1. Работник театра, радио, телевидения, осуществляющий шумовое оформление спектакля, радиопостановки и т. п.

    2. Музыкант, играющий на шумовых инструментах.

Толковый словарь Ефремовой

шумовик

I м.

Тот, кто создает шумовые эффекты в театре, на радио, телевидении и т.п.

II м.

Музыкант, играющий на шумовых инструментах в оркестре.

Толковый словарь Ожегова

ШУМОВИК, а, м. (разг.).

1. То же, что звукооформитель.

2. Музыкант, играющий на шумовых музыкальных инструментах.

Толковый словарь Ушакова

ШУМОВ’ИК, шумовика, ·муж.

1. Шумовой зверь (охот.).

2. Работник театра, радио, производящий шумовые эффекты (театр.).

| Музыкант на шумовых инструментах (муз.).

Викисловарь

  • шумови́к

    1. В кино, театре, производстве компьютерных игр и т. д. человек, создающий шумовые эффекты.

Википедия

  • Шумови́к — специалист по записи шумовых эффектов, применяющихся для кино и компьютерных игр.

    Опыт показывает, что звук, получаемый во время натурной съёмки, довольно невыразителен (а зачастую и зашумлён ненужными звуками). К тому же кинодекорации рассчитаны на быстровозводимость и дешевизну — так что роль мрамора может играть фанера или пенопласт. А в постановочных драках только намечают удары, а не наносят в полную силу. В таком случае видеоряд приходится переозвучивать. В мультфильмах вообще нет натурной съёмки — и там, где есть шум, работает шумовик.

    Английское название foley artist происходит от имени одного из пионеров записи и воссоздания шумовых эффектов — Джека Фоли (1891—1967) — хотя шумовики существовали и раньше, ведь в театрах делали довольно сложные спецэффекты, да и радио работало два десятка лет. В эпоху немого кино Фоли был каскадёром и разведчиком натуры в «Юниверсал Студиос». Когда конкуренты выпустили первый звуковой фильм, начали спешно готовить звуковую бригаду — и Фоли, ранее имевший дело с радио, тоже попал в неё, его задачей было переделать немой мюзикл «Плавучий театр» в звуковой. Интересно, что более чем за 30 лет озвучивания не было сделано ни фотографии мэтра в студии, ни записи его голоса.

    Поначалу шумовики озвучивали каждый монтажный кадр в один приём, а при ошибке переозвучивали весь кадр. Если, например, в кадре есть шаги по разным поверхностям и выпавший из кармана ключ, шумовая бригада должна вовремя бить ботинками по этим поверхностям, а когда выпадет ключ — бросить ключ перед микрофоном. У современных звукооператоров в арсенале нелинейный монтаж, так что звук можно подвинуть вперёд или назад, сделать громче или тише. Но общие принципы записи и воссоздания звуков те же — и, в любом случае, умелый шумовик в один приём наполнит шагами целый кадр.