Словарь русского языка (МАС)
-
ШУМОВИ́К, -а́, м.
1. Работник театра, радио, телевидения, осуществляющий шумовое оформление спектакля, радиопостановки и т. п.
2. Музыкант, играющий на шумовых инструментах.
В толковых словарях русского языка слово «шумовик» имеет несколько значений. Вот основные:
ШУМОВИ́К, -а́, м.
1. Работник театра, радио, телевидения, осуществляющий шумовое оформление спектакля, радиопостановки и т. п.
2. Музыкант, играющий на шумовых инструментах.
шумовик
I м.
Тот, кто создает шумовые эффекты в театре, на радио, телевидении и т.п.
II м.
Музыкант, играющий на шумовых инструментах в оркестре.
ШУМОВИК, а, м. (разг.).
1. То же, что звукооформитель.
2. Музыкант, играющий на шумовых музыкальных инструментах.
ШУМОВ’ИК, шумовика, ·муж.
1. Шумовой зверь (охот.).
2. Работник театра, радио, производящий шумовые эффекты (театр.).
| Музыкант на шумовых инструментах (муз.).
1. В кино, театре, производстве компьютерных игр и т. д. человек, создающий шумовые эффекты.
Шумови́к — специалист по записи шумовых эффектов, применяющихся для кино и компьютерных игр.
Опыт показывает, что звук, получаемый во время натурной съёмки, довольно невыразителен (а зачастую и зашумлён ненужными звуками). К тому же кинодекорации рассчитаны на быстровозводимость и дешевизну — так что роль мрамора может играть фанера или пенопласт. А в постановочных драках только намечают удары, а не наносят в полную силу. В таком случае видеоряд приходится переозвучивать. В мультфильмах вообще нет натурной съёмки — и там, где есть шум, работает шумовик.
Английское название foley artist происходит от имени одного из пионеров записи и воссоздания шумовых эффектов — Джека Фоли (1891—1967) — хотя шумовики существовали и раньше, ведь в театрах делали довольно сложные спецэффекты, да и радио работало два десятка лет. В эпоху немого кино Фоли был каскадёром и разведчиком натуры в «Юниверсал Студиос». Когда конкуренты выпустили первый звуковой фильм, начали спешно готовить звуковую бригаду — и Фоли, ранее имевший дело с радио, тоже попал в неё, его задачей было переделать немой мюзикл «Плавучий театр» в звуковой. Интересно, что более чем за 30 лет озвучивания не было сделано ни фотографии мэтра в студии, ни записи его голоса.
Поначалу шумовики озвучивали каждый монтажный кадр в один приём, а при ошибке переозвучивали весь кадр. Если, например, в кадре есть шаги по разным поверхностям и выпавший из кармана ключ, шумовая бригада должна вовремя бить ботинками по этим поверхностям, а когда выпадет ключ — бросить ключ перед микрофоном. У современных звукооператоров в арсенале нелинейный монтаж, так что звук можно подвинуть вперёд или назад, сделать громче или тише. Но общие принципы записи и воссоздания звуков те же — и, в любом случае, умелый шумовик в один приём наполнит шагами целый кадр.