Словарь русского языка (МАС)
-
Э́РОС, -а, м. Книжн. Страсть, любовь. — Пускай царствует эрос, но красиво, по-римски. А. Н. Толстой, Эмигранты.
[Греч. ’έρως]
Определение слова «эрос» в словарях русского языка, а также примеры его употребления
Э́РОС, -а, м. Книжн. Страсть, любовь. — Пускай царствует эрос, но красиво, по-римски. А. Н. Толстой, Эмигранты.
[Греч. ’έρως]
1.
эрос
I м.
Мистическое — по философии Платона — влечение к фантастическому миру идей.
II м.
Любовное влечение, страсть, способствующие продолжению жизни.
2.
Эрос
I м. см. эрот
Бог любви (в древнегреческой мифологии).
II м.
Малая планета земной группы, в своём движении близко подходящая к Земле.
’ЭРОС, эроса, мн. нет, ·муж. (·греч. Eros — имя бота любви в ·греч. мифологии) (·книж. ). Страсть, страстная любовь.
1. книжн. страсть, любовь ◆ Пускай царствует эрос, но красиво, по-римски. А. Н. Толстой, «Эмигранты», 1931 г. ◆ Он играл в кружке́ «первую скрипку» и относился к этому своему положению очень ревниво: можно было предвидеть, что именно в нём более, чем в другом, будет говорить самая чувствительная сторона завзятого политика: эрос власти. В. М. Чернов, «Перед бурей», Воспоминания, 1953 г. (цитата из НКРЯ)
2. книжн. в философии Платона: мистическое влечение к фантастическому сверхъестественному миру «идей», часто с прописной буквы, то же, что Эрот ◆ Как ужасно, что философия перестала быть объяснением в любви, утеряла эрос и потому превратилась в спор о словах. Н. А. Бердяев, «Философия свободы», 1911 г.
1. в древнегреческой мифологии : имя бога любви ◆ Прежде всего Эрос — нежнейший из богов. Эдвард Радзинский, «Беседы с Сократом», 2015 г.
2. книжн. в философии [[Платон]]а : мистическое влечение к фантастическому сверхъестественному миру «идей», часто также со строчной буквы; то же, что Эрот ◆ Итак, подобно тому как у Платона различается Афродита Небесная и Афродита Простонародная, так же различаются и София Небесная, вневременная, и София эмпирическая, или человечество метафизическое и историческое, и живую связь между ними, которую Платон знал только как Эрос, влечение, мы, христиане, знаем как Христа, воплотившийся Логос, тело Которого есть Церковь, София Небесная. 〈…〉 Как платоновский Эрос, сын Пороса и Пении, богатства и нищеты, абсолютного организма и механической дезорганизованности, она принадлежит обоим мирам. С. Н. Булгаков, «Философия хозяйства», (мир как хозяйство), 1912 г. (цитата из НКРЯ)