Что такое «эстетизм»: значение слова в словарях и простыми словами

Сколько значений имеет слово эстетизм?

В толковых словарях русского языка слово «эстетизм» имеет несколько значений. Вот основные:

Словарь русского языка (МАС)

  • ЭСТЕТИ́ЗМ, -а, м.

    1. Склонность к эстетическому, к красоте, к совершенным формам.

    2. Чрезмерное пристрастие к внешним формам в искусстве, к созданию эффектных внешних форм в ущерб идейной стороне произведения, его содержанию.

Толковый словарь Ефремовой

эстетизм м.

1. Склонность ко всему изящному, прекрасному.

2. Чрезмерное пристрастие к внешним формами в искусстве, эстетическая идеализация чего-либо в ущерб идейной стороне произведения.

Толковый словарь Ожегова

ЭСТЕТИЗМ [тэ], а, м.

1. Художественная манера, представляющая изображаемое в тонких и изысканных красках. Э. любовной лирики.

2. Склонность к красоте, к эстетическому. Утончённый э.

Толковый словарь Ушакова

ЭСТЕТ’ИЗМ [тэ], эстетизма, мн. нет, ·муж. (·книж. ).

1. Чуткость, склонность к эстетическому, к красоте, к художественным формам. В нем говорил врожденный эстетизм художника.

2. Чрезмерное пристрастие к внешним формам в искусстве, переоценка их в ущерб идейной стороне, содержанию (·неод. ). Буржуазный эстетизм.

Викисловарь

  • эстети́зм

    1. книжн. склонность ко всему изящному, прекрасному

    2. книжн. художественная манера максимально утончённых и изысканных изображений

    3. книжн. чрезмерное увлечение внешними формами в искусстве в ущерб идейной стороне произведения Два структурных рисунка разные: у Леонтьева красота как оболочка, внешний продольный слой бытия, у Флоренского — сила, пронизывающая все слои поперек. Флоренский изобразил даже схему-чертёж строения этих двух эстетизмов. С. Г. Бочаров, «Литературная теория Константина Леонтьева», 2000 г. (цитата из НКРЯ)

Википедия

  • Эстети́ческое движе́ние, или эстети́зм (англ. Aestheticism, Aesthetic movement) — это европейское движение в литературе, изобразительном и декоративном искусствах, которое подчёркивало преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами. Распространён был с конца 1860-х до середины 1890-х гг.

    Эстетизм получил наибольшее распространение в Великобритании, где часто рассматривается как локальное ответвление общих для Европы настроений декадентства («конца века»). Как и декадентство в целом, эстетизм возник в богемной среде и распространился в художническом сообществе в качестве реакции на чрезмерное морализаторство и социальный детерминизм викторианской эпохи. Его корни уходят в романтизм китсовского направления.

    В Великобритании основным идеологом эстетизма считается оксфордский профессор Уолтер Патер. Ключевыми стали его работы, опубликованные в 1867—1868 годах, в которых он утверждал, что жизнь нужно проживать, неумолимо следуя идеалу красоты. Книга Патера «Очерки по истории Ренессанса» (1873) стала настольной для очарованных искусством молодых людей викторианской эпохи. Писатели-декаденты подняли на щит французский лозунг «искусство ради искусства» (фр. l’art pour l’art), изобретение которого приписывали философу Кузену, а популяризацию — Теофилю Готье. Этот лозунг подразумевал самоценность искусства и, как следствие, отрицание морального начала в искусстве.

    Представители эстетического движения считали, что единственное назначение искусства состоит в доставлении чувственного наслаждения. Они не принимали идей Джона Рёскина и Мэтью Арнольда об «искусстве ради правды» и отрицали дидактическую функцию художественного произведения. Эстеты развили культ красоты, которую они считали основным фактором в искусстве. С точки зрения адептов эстетизма, не столько искусство отражает жизнь, сколько жизнь копирует искусство. Реальность в сравнении с искусством казалась им материалом грубым и несовершенным.

    Эстетизм — как явление элитарное и далёкое от широких слоёв общества — часто становился мишенью насмешек в популярном журнале «Панч» и в любимых обывателями водевилях (напр., комическая опера «Пейшенс» Гилберта и Салливана). Непоправимый удар по авторитету сторонников эстетизма, группировавшихся вокруг альманаха «Жёлтая книга», нанёс судебный процесс над Оскаром Уайльдом (1895), воспринятый обществом как доказательство того, что крайности эстетизма ведут к имморализму и чреваты развращением молодёжи.

    В континентальной Европе созвучные британскому эстетизму идеи развивали, среди прочих, Стефан Малларме во Франции, Стефан Георге в Германии, Габриеле д’Аннунцио в Италии, Михаил Кузмин и художники «Мира искусства» в России.