Значение слова «экзерсис»

Определение слова «экзерсис» в словарях русского языка, а также примеры его употребления

Словарь русского языка (МАС)

  • ЭКЗЕРСИ́С, -а, м. Спец. Упражнение для развития, совершенствования техники исполнения (танца, музыки). После обеда Зина села за рояль разучивать свои экзерсисы. Из-под ее неуверенных пальчиков потянулись, бесконечно повторяясь все снова и снова, скучные гаммы. Куприн, На переломе. Танцоры спешат в театр к станку, чтобы проделать положенные экзерсисы. Станиславский, [Заметки по вопросам этики].

    [Франц. exercice]

Викисловарь

  • экзерси́с

    1. книжн. упражнение, тренировка Очередная девочка с косичками разучивает гаммы и экзерсисы. А. И. Пантелеев, «Ленька Пантелеев», 1938-1952 г. (цитата из НКРЯ) Летом на даче, в отпуску, когда, казалось бы, можно выкинуть из головы весь этот балет, она неустанно делала тот самый экзерсис, который превращает в ад жизнь балерины. Василий Катанян, «Прикосновение к идолам», 1998 г. (цитата из НКРЯ) Есть вооружение, осанка, умение делать военные экзерсисы. Григорий Козинцев, «Из рабочих тетрадей», 1948-1969 г. (цитата из НКРЯ)

Википедия

  • Экзерси́с (фр. exercice — «упражнение», от лат. exercitium) — комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости и правильной координации движений у учащихся либо артистов балета.

    Каждый урок начинается с разогрева и медленной проработки различных групп мышц. Сначала все упражнения выполняются у палки, затем — на середине балетного зала. Ученики младших классов большую часть урока проводят у палки, в то время как в уроке артистов экзерсис у палки сокращается до 20-25 минут и большая часть урока отдаётся середине и затем прыжкам.

    Выработанный веками урок классического танца практически неизменен по своей структуре: ученики и взрослые артисты выполняют практически одинаковые базовые элементы в схожей последовательности: с повышением уровня мастерства от года к году меняется лишь темп (скорость исполнения движений), координация (сочетание движения ног с движениями рук, корпуса и головы) и насыщенность комбинации, строящейся вокруг базового элемента.

    Любое движение, входящее в экзерсис, можно изменять и комбинировать, как в плане «схемы» (количество движений, их направление и т. д.), так и видоизменяя сам элемент, усложняя его исполнение подъёмом на полупальцы и опусканием в плие, вращением и поворотами, добавлением координации с движениями рук, корпуса и головы.

    Упражнения экзерсиса — основа любой хореографической подготовки. Они развивают физические качества, необходимые для профессионального выполнения движений практически любой танцевальной техники: выворотность, эластичность и силу мышц ног и спины, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений.

    Свои виды экзерсиса разработаны и в других видах танца. Упражнения у палки являются обязательной составной частью уроков академического характерного и народно-сценического танцев. Уроки джаз-танца и танца модерн преимущественно строятся на упражнениях на середине зала, однако в профессиональных школах отдельные педагоги также практикуют и упражнения у палки.